Опора на собственные силы
Один из ярких примеров НП - асбоцементный завод в Сухом Логу Свердловской области. Работают здесь около 500 человек, средняя зарплата для маленького города неплохая - около 20 тысяч рублей, включая доход по акциям, 25 процентов годовых от их стоимости. Необычное предприятие нашло даже свой, "народный" способ модернизации - исключительно с опорой на собственные силы. Сами разрабатывают новую "начинку" для технологических линий, повышают энергоэффективность, утепляя здания цехов с использованием собственной же продукции. У завода есть свой здравпункт, физкультурный зал, детский комбинат, общежитие и база отдыха.
- При таких расходах рентабельность невысока - от 1,5 до 10 процентов. Но при жесткой экономии средств хватает. Если не воровать, не выводить прибыль из производства, не выкачивать ее за рубеж, то даже на такие деньги можно жить нормально, - уверен директор завода Георгий Задирака.
Другое уральское НП - целлюлозно-бумажный завод в Туринске, где работает 1700 человек.
- Если сравнивать с другими свердловскими предприятиями отрасли, это будет одним из самых успешных: полностью восстановилось после кризиса, занимает социально-активную позицию - например, помогает школам, оказывает поддержку работникам, - говорит начальник отдела лесопромышленного комплекса областного минпромнауки Вячеслав Тюменцев. - Но главное, сейчас завод реализует приоритетный инвестпроект, каких сегодня по всей стране не больше сотни, а у нас в области пока только три. Внедряют новое направление - производство современной санитарно-гигиенической продукции, которая не будет уступать зарубежным аналогам. Получили кредитную линию на полмиллиарда рублей, закупили оборудование. На восемь лет, пока оно не окупится, завод может рассчитывать на положенную по закону льготу - половину арендной ставки за использование лесных участков.
За океаном - другая модель
Известно, что в США компании с собственностью работников не диковинка. Но они существенно отличаются от наших. Работают американские "народные предприятия" в рамках программы ESOP (employee stock ownership plan), которая предусматривает передачу акций компании ее служащим (не обязательно большей части). Власти заинтересованы в этом как в механизме негосударственных пенсионных накоплений: те, кто отправляется на заслуженный отдых или увольняется, могут продать свои акции. Для предприятий, внедряющих программу, предусмотрены налоговые льготы. Американский опыт показывает, что передача акций работникам может спасти предприятия от банкротства. Правительство США даже внедряло программы выдачи кредитов рабочим на покупку акций таких компаний: считается, что НП более устойчивы к рейдерству, а "входной барьер" для перехода на такую форму отсутствует.
В России ситуация сложнее. НП у нас эффективно работают во многих отраслях. Невысокая рентабельность здесь редкость: заинтересованность работников-собственников, стремление к обновлению и эффективности труда играют важную роль, и ни одно народное предприятие еще не обанкротилось. Но таких не встретишь ни в металлургии, ни в машиностроении, плюс закон запрещает МУПам и ГУПам преобразовываться в НП.
Интересно, что почти половина сохранившихся в России НП - девять - входят в Уральский союз народных предприятий. Участники партнерства - компании не только из Уральского округа.
Фактически уральский союз остался единственным объединением активных единомышленников, которое продвигает идею собственности работников. Многие из его членов стояли у самых истоков создания такой формы собственности. Уральское объединение является прямым преемником федерального - Российского союза народных предприятий, который фактически прекратил деятельность, после того как его руководитель Владимир Тарасов погиб несколько лет назад в автокатастрофе.
По словам Татьяны Зиминой, профессора кафедры общеэкономической теории УрФУ и научного консультанта Уральского союза НП, в 1998 году, когда принимался закон, пришлось идти на любые условия, чтобы НП позволили существовать. В России было много арендных предприятий с коллективно-долевой собственностью, которым иначе пришлось бы стать обычными ОАО. Однако в законе были установлены очень высокие нормативы акций, которые должны принадлежать работникам, - 75 процентов. Но энтузиастов, готовых передать право собственности на большую часть уставного капитала, а уж тем более отказаться от своих акций в пользу работников, оказалось немного. Это одна из причин того, что число НП невелико.
Есть и другие. Например, считается, что в конце девяностых была актуальна проблема рейдерских захватов предприятий - что, соответственно, мешало возникновению ЗАО работников (НП).
- Нам повезло, - рассказывает Георгий Задирака, - мы хорошо работали, но в 1990-х накопили долгов, и благодаря такой репутации никто из бизнесменов не скупал акции завода. В 1999 году городская администрация хотела обанкротить предприятие, но мы договорились с кредиторами. Чтобы ликвидировать задолженность по зарплате, по совету юристов наши работники, а их было почти 900 человек, написали заявление об отказе от долга и одновременно заявление на материальную помощь на ту же сумму. Суд поддержал нас и принял решение о заключении мирового соглашения с кредиторами. И с ними, и с рабочими рассчитались досрочно. С тех пор на заводе есть знак "За оборону предприятия" - им наградили всех, кто спас тогда завод.
Акционеры со стороны
Татьяна Зимина констатирует, что народное предприятие - переходная форма развития компании. Успешно работая, оно стремится выйти на новый уровень, и тогда возникает потребность в инвестициях со стороны.
Обычный способ - продажа акций внешним инвесторам - для российского НП по закону недоступен. Поэтому ЗАО работников принимают решение стать ОАО. Еще один фактор, который является безусловным благом на Западе, но вызывает споры в России, - выкуп у работников их акций при увольнении и выходе на пенсию. Это прекрасный накопительный механизм, но российская реальность такова, что отечественным НП каждый год на эти цели приходится изымать из производства очень большие оборотные средства, и это тормозит развитие.
По данным Уральского союза народных предприятий, еще в 2004 году в России было около полутора сотен ЗАО работников. Сейчас, как мы уже говорили, осталось 22. И два года назад в совете по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте РФ даже задались вопросом, нужен ли вообще 115-ФЗ и специальная форма собственности "народное предприятие"? Мнения на это счет разные. Например, свердловские власти тогда направили письмо о необходимости сохранения НП - приведя в пример положительный опыт завода в Туринске. Защищали закон и многие производственники, и общественные организации, и политические силы. Был риск, что НП просто не найдется места в обновленном Гражданском кодексе - из-за того, что перестанет существовать такая форма, как ЗАО. Уральский союз в ответ на обеспокоенное письмо получил от федеральных властей заверение: НП планируется сохранить с формулировкой "хозяйственные общества работников (народные предприятия)". Но те, кто заинтересован в существовании НП, опасаются, что это решение не окончательное.
По мнению экспертов, чтобы превратить НП из неповоротливых монстров в устойчивые и динамичные компании, сохранив при этом их уникальную форму собственности, нужно снизить законодательные требования к доле акций, принадлежащей работникам. Тогда и с внешними инвестициями проблем не будет.
В Уральском союзе рассказывают, что им нередко звонят и спрашивают, как преобразоваться в НП? В основном озабочены работники сельхозпредприятий, опасающиеся прихода собственников со стороны. Звонят и с останавливающихся производств, непривлекательных для инвесторов, с унитарных предприятий, сотрудники которых видят, что перспективы развития есть, но государству это не особенно нужно. Звонят люди, которые готовы взять на себя ответственность за судьбу компании. Но в большинстве случаев они слышат в ответ: пока никак.
Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН:
- Ситуация с НП демонстрирует нашу склонность бросаться в крайности - от полной госсобственности к приватизации любой ценой. У нас уже захлебнулось кооперативное движение, игравшее большую роль в освобождении народной творческой инициативы, и мы пришли к капитализму XIX века. У НП существуют определенные трудности в распределении средств между краткосрочными задачами и долгосрочными перспективами развития, однако я считаю их преодолимыми. В США около 20 тысяч НП, и они увеличивают свое влияние. Мы перенимали многие западные новшества без учета места и времени. Но способность вписаться в этот мировой тренд помогла бы России стать цивилизованной страной.
Справка "РГ"
В 1998 году принят № 115-ФЗ, утвердивший правила работы ЗАО работников - народного предприятия. В таком ЗАО не менее 75 процентов акций принадлежит работникам, 90 процентов которых должны быть акционерами, при этом концентрация акций в одних руках не может превышать пять процентов. Ключевые вопросы - выборы гендиректора и наблюдательного совета, утверждение годового баланса, определение приоритетных направлений развития - решает общее собрание акционеров, каждый из которых имеет один голос независимо от того, сколько акций ему принадлежит. Новые работники наделяются акциями после трех месяцев работы, а у тех, кто выходит на пенсию или увольняется, предприятие выкупает их долю.