11.07.2012 23:43
    Поделиться

    Эксперт: Нужно увеличить субсидию для среднеуральских производителей молока

    Производители молока страдают от недобросовестной конкуренции на рынке
    По данным областного министерства АПК и продовольствия, доля произведенной в регионе молочной продукции на прилавках местных магазинов сегодня не превышает 41 процента. С чем это связано? Что мешает развитию собственного производства? Об этом рассказывает исполнительный директор некоммерческого партнерства "Союз животноводов Урала" Елена Стафеева.

    Российская газета: Елена Петровна, сколько стоит молоко на прилавках, знают все, а по какой цене его покупают переработчики у производителей?

    Елена Стафеева: На сегодня это 12,5 рубля за литр. С начала года она упала примерно на 1,5 рубля. Да, сейчас сезон большого молока, в этот период закупочные цены традиционно падают, поскольку удои значительно выше, чем зимой. Молочникам и самим хотелось бы верить, что идет просто сезонный спад цен, но, увы, факты говорят о том, что это тревожные системные проявления. Ведь если сравнивать ситуацию с концом 2010 года, то снижение произошло уже на два рубля. Да и три рубля субсидии, которую производители на протяжении ряда лет получают за каждый литр сданного молока в рамках специальной региональной программы, - согласитесь, за эти годы уже сильно обесценились. В то же время затраты на производство существенно выросли.

    РГ: В чем причина - сговор переработчиков, козни ретейла?

    Стафеева: Тут нельзя назвать однозначную причину, раз и навсегда выявить одного заклятого "врага". Переработчики в голос уверяют, что не заинтересованы в занижении цены: для них производители в прямом и переносном смысле - дойная корова, и если они вынужденно начнут сворачивать производство, то это неизбежно ударит и по предприятиям переработки.

    Хотя, очевидно, это все-таки часть правды. Сговора, возможно, и нет, но на рынок региона идет мощное давление, и переработчики этим умело пользуются. Сегодня молоком нас готовы щедро поить Беларусь и Казахстан, с которыми нас связывает Таможенный союз, и даже страны Евросоюза. Понимая, что молоко - прибыльная статья экспорта, в Беларуси очень много средств вкладывают в техническое оснащение отрасли, ко всему там далеко не уральские климатические условия, что тоже является важным фактором. И нашим производителям очень тяжело конкурировать с белорусами на равных. Эту выгодную нишу осваивает и Казахстан. Я уж не говорю о европейских странах, где молочная отрасль находится на принципиально ином технологическом уровне, что позволяет добиться низкой себестоимости продукции и высокого качества сырья. И какие бы барьеры сегодня ни воздвигались, сдерживать натиск конкурентов очень сложно. Тем более что даже сырое молоко можно поставлять за сотни километров, не говоря уж о порошке, который так полюбили переработчики.

    Все это не может не влиять на цену закупа. Мы сегодня опустились до критической отметки, за которой начинается опасное разрушение устоев отрасли. При том что Свердловская область - очень выгодный рынок сбыта, ведь здесь около 4,3 миллиона жителей и довольно высокий, по российским меркам, уровень жизни. И потому всегда будет масса желающих заполнить прилавки своей продукцией.

    РГ: В таких условиях местным производителям удастся удержать долю присутствия на рынке хотя бы на уровне сегодняшних 40 процентов?
     

    Стафеева: Пять лет назад эта доля составляла 48 процентов, то есть мы занимали почти половину рынка. Сегодня, как видите, уже другая картина. Завтрашняя ситуация напрямую зависит от того, как будем действовать мы сами, насколько серьезной будет бюджетная поддержка отрасли и, что немаловажно, - от политической воли властей. Жизнь доказала, что вливания в животноводство дают весомый и довольно быстрый результат. Так, техническая субсидия 2007-го и 2008 годов (около 900 миллионов рублей в год) дала толчок развитию отрасли на Среднем Урале. В 2010 году мы нарастили объемы производства молока на 17 тысяч тонн. В 2011-м по этой статье средств было выделено на треть меньше - 655 миллионов, а производство молока продолжает расти: в прошлом году оно увеличилось еще на 20 тысяч тонн, а за пять месяцев текущего года прибавка уже составила 22 тысячи тонн. Но вот субсидии производителям молока в этом году снижены сразу в три раза - до 200 миллионов рублей. И очевидно, это скажется на работе сельхозпроизводителей в дальнейшем. Расчеты показывают: чтобы сохранить рост, субсидия должна быть не менее пяти рублей за литр - чтобы хотя бы половину средств, которые селяне тратят на приобретение техники и оборудования, возмещало государство. И конечно, там, где сегодня еще сохранилось производство, нужно строить жилье, дороги, проводить газ. Иначе мы скоро будем пить молоко соседских и зарубежных коров. И не исключено, что потеряем собственный рынок вовсе.

    РГ: Не слишком ли часто представители самых разных отраслей у нас взывают к государству?

    Стафеева: Нам нужно спешить с техническим переоснащением. Это неизбежно придется сделать, поскольку в ВТО очень жесткие стандарты. Уже сегодня работающие на Урале европейские компании-переработчики предъявляют к качеству сырья требования, близкие к европейским. В 2015 году будут сняты квоты на ввоз молока, а значит, автоматически увеличатся поставки продукции из стран Евросоюза. А мы и без того сегодня находимся с ними в неравных условиях. Если не провести модернизацию, мы можем безнадежно отстать от конкурентов. Но без господдержки производителям молока этот процесс не осилить.

    РГ: Данные Роспотребнадзора свидетельствуют, что доля фальсифицированных молочных продуктов на региональном рынке доходит до 70 процентов. Особенно часто подделывают сливочное масло, в которое добавляют растительные - пальмовое, кокосовое. Переработчики умело заменяют молочный жир даже… в самом молоке. Производители пытаются этому противостоять?

    Стафеева: Производители страдают от этого больше всех, но что мы можем сделать? Причем и честные, добросовестные переработчики оказываются при таких условиях в заведомом проигрыше. Вот конкретный пример. Скажем, ретейлеру предложили партию сливочного масла по 100 рублей за килограмм, для него не очень важно качество - гораздо существеннее ценовой фактор. При этом, когда производитель предлагает качественное масло, в составе которого только молочный жир, ретейлер ставит условие: не дороже 100 рублей. Получается, что честного переработчика "ломают", снижают планку качества его продукции, а иначе ему не выдержать конкуренции. Вот почему на рынке так мало по-настоящему качественной продукции, либо стоит она очень дорого, зато на прилавках изобилие масла сомнительного состава по 35 рублей за 200-граммовую упаковку.

    РГ: Что, по-вашему, с этим можно сделать?

    Стафеева: Отвечая на этот вопрос, во всех телепрограммах для потребителей говорят: надо чтобы покупатель был грамотным. Но чтобы покупателю разобраться, из чего замешано молоко на прилавке, приготовлен сыр или сметана, он должен быть чуть ли ни пищевиком-технологом. Ему никогда толком не разобраться, что написано на упаковке мелкой вязью. В подавляющем большинстве случаев качество продукции потребитель оценит, только попробовав ее. На мой взгляд, это государство должно разработать правила и установить барьеры, позволяющие контролировать качество продукции, поступающей на прилавки. Чтобы человек, купив продукт заявленного качества, уже не ждал подвоха. А так мы можем бесконечно твердить: "Не покупайте порошковое молоко!". А где потребитель возьмет другое, и как он разберется, в каком пакете оно настоящее? Защитив потребителя, автоматически под защиту попал бы и производитель молока, и честные его переработчики. Все сразу стало бы на свои места.

    Поделиться