12.07.2012 13:40
    Поделиться

    В Государственном Русском музее открыта выставка "1812 год"

    В жизни народов и стран бывают судьбоносные моменты необыкновенного подъема национального духа и всеобщего единения. По странной логике истории и человеческой природы столь высокие порывы почти всегда бывают вызваны всенародным бедствием, сплачивающим воедино людей разных взглядов и сословий. Именно таким испытанием и такой духовной высотой стал для России легендарный 1812 год.

    О. Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова. 1809.

    Нынешнее 200-летие этой знаменательной даты Русский музей отмечает выставкой "1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея". В великолепных залах Строгановского дворца разместилась интереснейшая экспозиция, демонстрирующая отражение этого исторического события в различных видах и жанрах искусства. Кроме живописных полотен и графических листов таких известных мастеров, как  О. Кипренский, А. Венецианов, В. Мошков, И. Теребенев, М. Тихонов, В. Шебуев, посетители смогут увидеть множество различных предметов декоративно-прикладного искусства, а также мебель тех лет. По словам организаторов выставки, им хотелось передать атмосферу того времени, показать 1812 год глазами его современников. Причем не только российских. На выставке можно ознакомиться с листами из путевого графического альбома англичанина Дж.-Т. Джеймса, путешествовашего по России в 1814 году и оставившего свидетельства грандиозных разрушений: "Руины Москвы после пожара 1812 года", "Руины дома Аничковой в Москве", "Руины дома Салтыкова в Москве", "Бородинское поле". Последняя работа с потоком света, льющимся с небес, при всей своей документальности выглядит более, чем знаменательно.


    И.И.Теребенев. Наполеонова пляска.1813.

    А встречает зрителей в первом зале череда живописных портретов героев 1812 года, и главным здесь, конечно, является известнейшая работа Кипренского - портрет Евграфа Давыдова (двоюродного брата Дениса Давыдова, 1809 г.), тогда полковника, но произведенного в 1813 году в генералы. Портрет Е. Давыдова стал своеобразным эталоном образа героя войны 1812 года и образцом для подражания в жанре военных портретов того времени. В экспозиции представлены еще 7 блистательных рисунков Кипренского, запечатлевших облик героев войны -  Алексея и Михаила Ланских, Алексея Томилова и др., как будто на минуту оказавшихся в мирной обстановке (в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. такие рисунки выльются в отдельный жанр "отдых после боя"). Конечно, этот небольшой зал - не знаменитая эрмитажная галерея с предельной полнотой представившая воинскую славу 1812 года, но Русский музей гордится тем, что именно у них находится оригинал портрета генерал-лейтенанта Д.Д. Куруты кисти Д. Доу (1823 г.), а  в военной галерее Зимнего дворца - его авторское повторение. В соседнем зале можно увидеть бюст Александра I, бронзовые проекты скульптора Б.Орловского памятников генералам-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли (сами памятники, как известно, завершают ансамбль Казанского собора), а также конный портрет генерала Войска Донского Матвея Платова, увековеченного в лесковском "Левше". Для исторической справедливости следует попутно отметить, что первенство в стратегии ведения Отечественной войны 1812 года - отступление и спасение армии ценой жертвы Москвы с параллельно активно действующими в тылу врага партизанскими отрядами (вспомним рязановскую "Гусарскую балладу") - принадлежит Барклаю-де-Толли и одобрено Александром I еще до назначения Кутузова главнокомандующим. Здесь же и картина И.Лучанинова "Благословение ополченца 1812 года".  Любопытна история создания этой картины: 13 апреля 1812 г. классу живописи портретов Академии художеств была дана программа "представить рекрута, прощающегося со своим семейством". Начавшаяся Отечественная война изменила "прощание рекрута" на "благословение ополченца". Картина Лучанинова приобрела невиданную известность, многократно повторенная самим автором, копированная и гравированная именно в силу особой исторической актуальности трактуемой темы. По картине Лучанинова на Петербургской шпалерной мануфактуре выткали в размер оригинала (198х140) шпалеру; cюжет ее в первой половине XIX века повторялся в литографии и на фарфоре.


    И.Лучанинов.Благословение ополченца. 1812.

    Представленная на выставке графика чрезвычайно разнообразна. Это и уже упоминавшиеся работы Джеймса и Кипренского, и многофигурные сцены сражений В.Шебуева, и силуэты Ф.Толстого, и политическая карикатура, которой экспозиционеры уделили особое внимание, отведя ей отдельный зал. Именно этой частью выставки ее организаторы гордятся особо. Как видим, политическая карикатура имеет давние корни, и Кукрыниксы возникли не на пустом месте (вообще, перекличка двух Отечественных войн чувствуется и проявляется на этой выставке постоянно). Это тиражная графика (раскрашенный офорт), имеющая в основе лубочный принцип (изображение подкреплено и объяснено текстом), не только остро реагирующая на военные события и различные возникающие при этом ситуации, но и высмеивающая французские нравы, французские моды и все французское. Антинаполеоновская политическая карикатура была в те годы необыкновенно популярной. В Русском музее хранится более 200 листов различных авторов, при том, что многие листы до сих пор остаются безымянными.  В этом остро сатирическом жанре работали такие мастера, как Алексей Венецианов, Иван Теребенев, Иван Иванов. Замечательна "Наполеонова пляска" И.Теребенева, в которой Наполеон пляшет между мужиком с дудкой и мужиком с кнутом, а текст гласит: "Не удалось тебе нас переладить на свою погудку: попляши же, басурман, под нашу дудку!".

    Вызывают восхищение не только темой, но и мастерством исполнения силуэты графа Федора Толстого - виртуозно вырезанные из черной бумаги многофигурные композиции "В атаку", "Военная застава", "Наполеон наблюдает движение своих войск". Отдельно следует отметить виньеты Кипренского, Толстого и Корнеева для элегии на смерть молодого графа Александра Павловича Строганова, выехавшего с отцом в действующую армию и убитого под Краоном (Франция) в 1814 году. Трагическая гибель юного патриота потрясла русское общество. Его безвременной кончине посвятили свои поэтические строки А.С.Пушкин и другие поэты. Для полиграфического оформления поэтических элегий и были созданы эти виньеты.

    Отечественная война 1812 года гремела долгим эхом в русском обществе. Созданные на Императорском фарфоровом заводе и частных фабриках изделия из фарфора и стекла с портретами героев сражений, мебель с изображениями древнеримских военных доспехов, канделябры с фигурами богинь Славы - все это символизировало победу над Наполеоном. Источниками росписей на фарфоре и стекле, чеканных и гравированных композиций на предметах из серебра и цветных металлов служили, как правило, станковые рисунки и гравюры. В этом отношении большой интерес представляют хрустальные бокалы и стопы Императорского стеклянного завода с портретами Александра I, Кутузова и других героев войны. В стиле высокого классицизма первой четверти XIX века предстают сплошь покрытые позолотой фарфоровые вазы с фигурами казака и гренадера, бокал с портретами Александра I и Елизаветы Алексеевны, чашка с крышкой, украшенная портретом графа Орлова-Денисова, декоративные тарелки и прочие памятные предметы. Все это в изобилии представлено на выставке. Поклонимся же и мы, потомки, славе наших предков.

    Поделиться