Новости

13.07.2012 00:20
Рубрика: Общество

Отличником быть выгодно

Победители Всероссийской олимпиады школьников получат массу привилегий
Начался международный этап Всероссийской олимпиады школьников. Кто-то уже выехал за рубеж и борется в командном или личном зачете за звание победителя в своем предмете. Кто-то только готовится к проведению летних сборов, по итогам которых сформируются российские команды. Победители международных олимпиад помимо льгот при поступлении в вузы получат и другие приятные "бонусы" - разовую стипендию, повышенную стипендию во время учебы в университетах и институтах, а также гранты от спонсоров олимпиад.

"Для многих ребят даже само участие в международных олимпиадах уже является хорошим подарком", - говорит доцент химического факультета МГУ, кандидат химических наук Ольга Архангельская.

В этом году российская команда по биологии отправится в Сингапур, победители всероссийской олимпиады по географии - в Кёльн, а лучшие юные химики России поедут за медалями в Вашингтон.

Однако, по словам учителей и членов олимпиадных комиссий, для ребят награды не являются основной целью участия в олимпиадах. Возможность доказать себе и сверстникам, что ты - лучший, а также страстное увлечение предметом - вот что ими движет.

"Сегодня астрономию популяризируют только планетарии да учителя-энтузиасты, которым негде применить свои знания", - сокрушается профессор кафедры экспериментальной астрономии МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук Алексей Расторгуев.

Но несмотря на то что школы не занимаются астрономией в обязательном порядке, ее популярность год от года только растет. В этом году в заключительном этапе олимпиады участвовало рекордное количество школьников - 150 человек из более чем 40 регионов. Из них около 30% стало победителями и призерами. Они смогут поступить в вузы без экзаменов, где астрономия является профилирующим предметом. Победителей и призеров ждут летние сборы, где будет отобрано 10 человек для поездки на международную олимпиаду в сентябре.

"Традиционно наши ребята привозят с международных олимпиад много медалей, мы всегда показываем хорошие результаты, - с гордостью отмечает Алексей Расторгуев. - Но эта победа дается нелегко. Дело в том, что задачи по астрономии на Всероссийской олимпиаде школьников - исследовательские, а на международных олимпиадах - тестовые. Ребятам непросто перестроиться, но они всегда справляются. Я считаю, что наш подход - исследовательские задачи эффективнее тестов, т.к. в этом случае проявляется креативность школьника, он размышляет, а не просто угадывает верный ответ".

Некоторые школьные учителя и университетские профессора считают, что отсутствие тестовых заданий на российских олимпиадах - залог успеха наших команд на международном уровне.

"Всероссийская олимпиада школьников по химии - одна из самых сложных среди химических олимпиад, - говорит Ольга Архангельская. - Школьники, которые в ней участвуют, хорошо подготовлены и всегда возвращаются с медалями с международных олимпиад. Можно сказать, что им участвовать на международном уровне даже проще, чем на всероссийском, т.к. перед каждой всемирной олимпиадой выпускается сборник подготовительных задач, по которому школьники готовятся к олимпиаде на зимних и летних сборах. Мы используем задачи, а не тесты, т.к. они могут быть использованы как промежуточный контроль при обучении школьника".

Кроме того, международная олимпиада дает возможность российским учителям и членам комиссии Всероссийской олимпиады школьников "сверить часы" и позаимствовать передовой международный опыт.

"По итогам международных олимпиад, мы вносим изменения в задания, опираясь на те изменения, которые произошли в международном олимпиадном сообществе, - рассказывает ректор Московского государственного областного университета, профессор Владимир Пасечник.

- Сейчас мы думаем изменить российские олимпиадные задания по биологии, приблизив их к международному стандарту. В России в качестве заданий приняты короткие тесты, а за рубежом условие теста может занимать одну страницу, при этом непосредственно к сути задания будет относиться всего пара строк. Это сделано для того, чтобы школьники умели работать с текстом - отделить самое главное от второстепенного. Нам нравится такой подход, и мы планируем его применять".

Общество Образование