Новости

13.07.2012 10:23
Рубрика: Культура

Как уходили Pink Floyd

Очевидно, что любовь советской и постсоветской интеллигенции к группе Pink Floyd имеет масштабы, сравнимые разве что с культом группы "Кино" в отдаленно соседствующей с этой интеллигенцией среде. В одной из своих радиопередач Борис Гребенщиков даже заявил, что это явление достойно серьезного научного исследования.

Однако любовь эта крайне избирательна. За исключением преданных поклонников и меломанов, наши соотечественники знакомы в основном с двумя-тремя альбомами группы, считающимися классическими. Это, собственно, "The Wall”, "The Dark Side of the Moon”, иногда - "Animals” или "Wish You Were Here”.

Воспетое Егором Летовым творчество периода Сида Барретта вообще упоминается редко, когда речь заходит о Pink Floyd - как будто это музыка совсем другой группы. Хотя во многом, конечно, так оно и есть, и об этом стоило бы поговорить отдельно.

После того, как Барретт сделал решительный шаг на своем тернистом пути в вечность и покинул группу, к Роджеру Уотерсу и компании присоединился флегматичный Дэвид Гилмор. Сотрудничество Гилмора и Уотерса подарило миру монументальную "Обратную сторону Луны", которая надолго прописалась в хит-парадах. Постепенно Pink Floyd стал таким, каким хотел его видеть Уотерс - и результатом его доминирования в коллективе стал всеми несправедливо заплеванный, но от этого не менее замечательный "The Final Cut” и двухдисковый бронебойный шедевр "The Wall”, модернизированную версию которого он в прошлом году с триумфом представил в Москве и Петербурге в рамках тура "The Wall Live”.

Но едва ли не меньше внимания, чем "барретовскому" периоду уделяют у нас последним двум альбомам группы, записанным после скандального ухода Уотерса из группы - "Momentary Lapse of Reason” и "The Division Bell”. И если в случае первого это вполне объяснимо и справедливо - очевидно, оправиться от произошедшего музыканты не успели и альбом получился сравнительно слабым - пожалуй, даже самым слабым в истории Pink Floyd - то вторая пластинка достойна самого пристального внимания. Ее с полной уверенностью можно поставить в один ряд с золотыми работами обеих предыдущих эпох в истории группы. Но об этом, к сожалению, знают немногие.

Получив наконец простор для творческих маневров, Гилмор решил доказать не только в суде, что на группе еще рано ставить крест. И с задачей он блестяще справился, создав неповторимое звуковое полотно из 11 прекрасных композиций. Не утратив характерной "флойдовской" космической глубины, легкости и прозрачности, музыка Floyd вдруг стала завораживающе спокойной, лишившись того фирменного "уотерсовского" надрыва, за который так ценят поклонники предыдущие альбомы. И, что особенно ценно, "The Division Bell” не распадается на отдельные песни и слушается на одном дыхании. Снова и снова.

Этим альбомом Гилмор поставил точку в истории одной из величайших групп прошлого века. Здесь уже нет привычной удали и знакомого по прошлым работам Pink Floyd бескомпромиссного протеста. Вместо этого - сосредоточенное осмысление происходившего и происходящего вокруг и печальная задумчивость в воспоминаниях о тех временах, когда "the grass was greener, the light was brighter, the taste was sweeter”.

Альбом The Division Bell на "Яндекс.Музыка"

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке