Бригада выездной реанимации Боткинской больницы получила премию Москвы

Группа столичных врачей представлена на премию Москвы в области здравоохранения.

Немного истории. В 1964 году наш великий соотечественник Владимир Александрович Неговский создал выездные реанимационные бригады для оказания экстренной помощи беременным и роженицам. Бригады стали подразделением знаменитой Боткинской больницы. И вот теперь группа врачей, входящих в такие бригады, представлена к высокой премии: это руководитель выездных бригад Боткинской больницы Игорь Братищев, главный анестезиолог-реаниматолог Москвы профессор Евгений Евдокимов, главный акушер-гинеколог Москвы член-корреспондент РАМН Марк Курцер. С ними и с главным врачом Боткинской больницы профессором Владимиром Яковлевым встретился наш корреспондент.

Зачем нужны выездные бригады? Особенно в Москве, где отменные родильные дома, акушерские отделения?

Игорь Братищев: Так сложилось, что из 35 родильных домов в Москве только десять находятся в крупных многопрофильных больницах. А всяческие ЧП у беременных, у рожениц случаются нередко. И помощь им требуется немедленная, самая эффективная. В таких ситуациях дорога каждая минута. Любые осложнения - угроза не одной, а двум жизням.

Так было всегда. Почему же лишь 50 лет назад появилась подобная служба? А как было до того?

Евгений Евдокимов: До того такие женщины порой были обречены. Родовспоможение нередко сопряжено с определенным риском развития осложнений. Создание выездных реанимационных бригад совпало со становлением службы анестезиологии и реаниматологии в стране. Два человека стояли у ее истоков: академик РАМН Владимир Александрович Неговский и Альберт Юльевич Аксельрод. Поддержали создание службы акушеры-гинекологи, которые чаще других имеют дело с различными осложнениями в экстремальных ситуациях.

Под "экстремальными" подразумеваете роды?

Марк Курцер: Бесспорно, беременность и роды - процесс физиологический, это норма для женщины. Но он сопровождается серьезными перестройками в организме. И тут все возможно.

Почему именно Боткинская стала базой новой службы?

Владимир Яковлев: Потому, что именно здесь впервые была создана реанимационная служба в стране. У нас больница многопрофильная, нет такой медицинской специальности, которая бы не была представлена в Боткинской.

Но у вас нет роддома. Значит, и нет акушерской службы.

Игорь Братищев: Роддома нет. Однако акушеры штатные в больнице есть. У нас работают высококвалифицированные хирурги различных специальностей.

Владимир Яковлев: Весьма опытные. Наша больница - база ведущих учебных и научных учреждений Москвы, сотрудники кафедр которых участвуют в лечебно-диагностическом процессе.

Бригады, о которых идет речь, по сути, старожилы. Они отличаются от тех, которые были вначале?

Евгений Евдокимов: Как и 50 лет назад, бригады выезжают по экстренным вызовам в различные родильные дома. Оказывают реанимационную помощь на месте. А если необходимо, доставляют женщин в многопрофильное лечебное учреждение. Не в любое, а в то, где есть опыт оказания реанимационной помощи именно таким пациенткам.

В самих родильных домах такая служба есть?

Марк Курцер: Есть, и она успешно работает. Но терапия критических состояний ей не всегда под силу. И в этих случаях без выездных бригад и специализированных реанимационных центров не обойтись. Без преувеличения, на счету бригад - тысячи спасенных матерей и детей.

Евгений Евдокимов: Терапия в критических состояниях - отдельный и сложный раздел современной медицины. Он позволяет спасать таких пациентов, которые раньше были обречены. Проведение эффективной интенсивной терапии, с моей точки зрения, возможно лишь там, где есть опытное кадровое и техническое обеспечение.

Марк Курцер: Такие бригады - часть единой системы обеспечения безопасности родовспоможения.

Игорь Братищев: Но у выездных бригад есть еще одна важная функция. Да, прежде всего они выезжают в родильные дома и там, на месте, оказывают помощь. Или, если это необходимо, транспортируют пациентку в реанимационное отделение многопрофильного стационара. А в самой Боткинской больнице, на территории которой - почти 30 корпусов и восемь реанимационных отделений, эти бригады осуществляют внутрибольничную транспортировку самых тяжелых больных.

Владимир Яковлев: Людям непосвященным сложно даже представить, сколь сложна и ответственна эта функция. Скажем, больной в коме. Он неподвижен. Любое неловкое движение может закончиться трагедией. И такого пациента надо с больничной койки переместить на специальные носилки и, не отключая от аппарата искусственного дыхания, доставить в отделение компьютерной томографии, провести исследование, доставить в операционный блок... Недаром существует в нашем деле такое понятие, как "степень транспортабельности пациента". Это возможно только при наличии специально оборудованного санитарного транспорта, специально подготовленного персонала, работающего в отделении общей реанимации. Кстати, у нас такое отделение - база НИИ общей реаниматологии РАМН. Это позволяет специалистам бригад наблюдать пациентов, участвовать в их лечении.

Что это за транспорт?

Игорь Братищев: В последние шесть лет это специализированный автомобиль "Мерседес" с уникальной начинкой: транспортные аппараты искусственной вентиляции легких, мониторы жизненно важных функций организма, портативная лаборатория, телемедицинский блок. Прямо в салоне можно провести необходимые лабораторные и функциональные исследования. Теперь, используя возможности телемедицины, можно осуществить консультации в режиме онлайн с любым специалистом города.

Часто вас вызывают?

Игорь Братищев: Без работы не сидим. Ежегодно почти 300 вызовов в родильные дома и 3500 - внутри госпитальных перевозок. К каждому пациенту выезжаем, как правило, два раза.

Почему?

Игорь Братищев: Да потому, что должны оценить состояние пациента в динамике и исключить развитие различных тяжких осложнений.

Сотрудники вашей бригады представлены на премию, потому что ваш опыт уникален? Или потому, что возможно его тиражирование по стране?

Владимир Яковлев: И то, и другое. Совершенно очевидно, что без таких бригад современная экстренная неотложная медицина невозможна. И нужна она не только в акушерстве и гинекологии, но и в кардиологии, нейрохирургии, травматологии, гематологии и неонатологии...