В рассылку попали и корреспонденты "РГ", поэтому мы теперь знаем, куда обращаться за выплатами компенсаций, где выдают горячее питание и воду, кто отвечает за уборку мусора, вывоз трупов погибших животных.
Однако город по-прежнему будоражит волна слухов о сотнях погибших во время наводнения (число жертв варьируется от одной до двух тысяч), о второй волне потопа, о надвигающейся эпидемии. Впрочем, распространению подобных слухов способствовало расхождение в сведениях различных ведомств и отсутствие в течение нескольких дней даже предварительного списка погибших. Единственный опубликованный документ, в котором значилось 149 человек, "провисел" на сайте администрации Крымского района несколько часов, а потом ... исчез. Администраторы сайта ссылаются на технические причины, однако в это мало кто верит, поэтому история с исчезнувшим неожиданно списком обрастает домыслами, появившимися также в социальных сетях. Один из блогеров, к примеру, заявлял о том, что на местном кладбище вырыли около тысячи могил, другой - об общей могиле, в которой якобы хоронят погибших.
Чтобы самим убедиться, где правда, а где ложь, в Крымск отправилась группа представителей общественной организации "За Краснодар", никогда не отличавшейся симпатией к власти.
- На кладбище мы увидели и сфотографировали могилы, - рассказывает Владислав Щеколдин, - на которых стоит дата после седьмого июля. На день поездки таких могил оказалось не более 50. В двух из них были захоронены дети, остальные погребенные - в основном пожилые люди.
Один из слухов касался рефрижераторов, в которых якобы держат чуть ли не тысячу трупов.
- Мы были у морга, там стоят три рефрижератора, один из которых пустой и открытый, - продолжает Вячеслав Потапов. - Два других - закрыты. По словам родственников погибших, пришедших на опознание, в этих двух рефрижераторах уложены тела в один уровень, с промежутками, чтобы можно было пройти и опознать человека. В одном рефрижераторе помещается около 50 тел.
Обо всем, что увидели, гражданские активисты рассказали в своих блогах. - Мы сейчас на своем сайте "За Краснодар" разместили объявление о том, что готовы выплатить вознаграждение за информацию о месте, где власти якобы скрывают тысячи тел погибших, - говорит Потапов. - Больше чем уверен: никто такого места показать не сможет, ибо его просто не существует. Думаю, нужно правоохранительным органам выяснить, кто распространяет слухи, терроризируя и без того настрадавшийся народ, вместо того, чтобы помочь объединиться вокруг общей беды.
Разрушенный Крымск власти планируют привести в порядок за неделю. Об этом заявил вчера губернатор Александр Ткачев. По его словам, теперь есть с кого спрашивать: главы городов и районов края, за которыми закреплены конкретные пострадавшие территории. Они на месте руководят восстановительными работами.
На шестой день устранения последствий наводнения на первый план вышла острая нехватка техники и стройматериалов: разрушенные районы попросту нечем отстраивать.
По-прежнему царит неразбериха и с выплатой первичной материальной помощи - по десять тысяч рублей на первостепенные нужды. Списки нуждающихся до сих пор составляются, хотя власти обещают в ближайшие дни закончить выдачу этих денег и приступить к подготовке списков на получение второй части компенсации за утраченное имущество.
Ирина Меннанова, как и другие жители улицы Лагерной, продолжает ждать обещанных выплат. Женщине сказали, что поступившие документы должны пройти проверку. На здании районной администрации висят списки тех, кому уже точно "полагается". На вчерашний день в нем было указано всего 369 фамилий, хотя власти "отчитались", что деньги якобы уже получили 2243 человека. Возможно, речь идет не о крымчанах? Но ведь в этом районе больше всего пострадавших.
Жители первой принявшей на себя удар стихии станицы Нижнебаканской "оценщиков" ущерба видели несколько дней назад, а о каких-то полагающихся им 10 тысячах ("на первые нужды") услышали от корреспондента "РГ".
- Еду и воду получаем от проезжающих по трассе обычных людей. Говорите, деньги должны дать? Хорошо бы, но мы об этом слышим впервые, - говорит Лариса Власенко. - Главное, чтобы побыстрее. Нам сейчас очень сложно приходится.
А живущая на едва ли не самой пострадавшей улице муниципалитета - улице Чкалова - Елена Файзрахманова об обещанной компенсации слышала. Вот только ей почему-то соцработник сказал, что "уже поздно обращаться".
Другая распространенная здесь проблема - многие из пострадавших оказались по факту прописаны в другом месте. В итоге ущерб колоссальный, а доказать, что его необходимо возместить, сложно. Правоохранители же отказываются это слушать, предлагая обиженным обращаться в суд.