Пусть никого не смущает длинное название нового закона. Его появление было не случайным, а необходимость продиктована самой жизнью.
О коррупции в судейских рядах в последнее время говорят много и часто. Специалисты при этом всегда подчеркивают - бороться с отдельными мздоимцами в мантиях непросто. Судья - это на языке юристов - "спецсубъект", то есть человек, за которым, даже если есть подозрения, просто так следить и не получится. Нужно преодолеть целую систему запретов, чтобы привести нечестного судью на скамью подсудимых. Теперь, с появлением публикуемого документа, будет легче.
Проект этого закона был разработан Минюстом России и внесен на рассмотрение депутатов правительством. Появился закон не на пустом месте. Ему предшествовала очень интересная история. Поводом послужило решение Конституционного суда РФ, который в прошлом году занялся делом бывшего судьи Ворошиловского райсуда Ростова-на-Дону Игоря Аносова. Судью заподозрили в уголовном преступлении. Но для таких серьезных обвинений нужны были доказательства. Чтобы следить за судьей, нужно разрешение. Его оперативники попросили в другом регионе, так как в "своем" у судьи имелись хорошие связи и его запросто бы предупредили. В итоге, подозрения подтвердились и судья стал бывшим. Но его возмутило то, что разрешение о слежке за ним дал суд соседнего региона - Краснодарский краевой, а не Ростовский областной.
Поэтому Аносов обратился в Конституционный суд. Оперативники мотивировали свои действия тем, что у судьи обширные связи в судебных органах Ростовской области, где он работает много лет, а потому обращение в ростовский суд могло привести к нарушению режима секретности. Судьи КС согласились с тем, что опасения оперативников были обоснованными. В соответствии с решением Конституционного суда и был разработан закон. Изменения позволят рассматривать материалы о проведении оперативно-разыскных мероприятий против судей районных судов, специализированных судов и мировых судей не только судом по месту проведения оперативно-разыскных мероприятий или по месту нахождения компетентного органа, ходатайствующего об их проведении, но и иным равнозначным судом, определенным решением председателя Верховного суда РФ или его заместителя. Материалы о проведении оперативных мероприятий будут передаваться в иные суды "в том случае, если есть обоснованные опасения нарушения принципа конспирации".
Так появилась норма, по которой территориальная подсудность уголовных дел и материалов, по которым будут идти следственные действия или оперативно-разыскные мероприятия против судьи, определяется федеральным уголовно-процессуальным законом и законом об оперативно-розыскной деятельности.