Сама схема катастрофы большинству специалистов в принципе ясна: потоки воды должны где-то накопиться, чтобы потом прорвать преграду. Но где? Например, ряд ученых считают, что в какой-то зоне сошел оползень, перекрыв русло реки, а затем прибывающая вода его прорвала. Свой вариант предлагает завлаборатории космического зондирования Земли Института географии РАН Лев Десинов. Изучая сделанные космонавтами снимки Крымского района, он пришел к выводу, что причиной трагедии стали железнодорожный мост и шоссе. Мусор, деревья, камни, принесенные потоками воды, забили проемы. И, по сути, превратили эти сооружения в дамбы.
По мнению Десинова, хотя мост и сделал свой взнос в развитие событий, но не он стал основной причиной трагедии. Да, засор здесь образовалсся, затем пробит водой, и на город пошла волна. Но она была не столь большой, чтобы вызвать страшное наводнение. А главный обвиняемый - шоссе, проложенное над долиной реки Адагум. Высота его насыпи 7 метров. И хотя проем в ней довольно широкий, 80 метров, но и он постепенно забился мусором. Эта искусственная плотина сдерживала быстро пребывающую воду, ее уровень поднимался, усиливая напор. И наконец, преграда не выдержала колоссального давления воды и прорвалась. Семиметровая волна накрыла город.
Можно ли было спрогнозировать такое развитие событий? Особенно учитывая, что ливень был небывалым для этих мест? Ответы на эти вопросы должно дать дальнейшее изучение всех обстоятельств трагедии.