Александр Буксман: Прокуроры защитят свободу предпринимательской деятельности

Предприниматели в России находятся в зоне особого риска. Подтверждения этому - буквально в каждой ежедневной сводке происшествий. С одной стороны, они - вожделенный объект для криминалитета, с другой - дойная корова для многочисленного отряда коррумпированных чиновников. Между тем и историки, и экономисты давно доказали: без динамичного развития частного бизнеса невозможно поступательное движение вперед экономики любой страны.

24 мая на встрече Владимира Путина с бизнес-сообществом возникла идея создания в органах прокуратуры специальных подразделений по защите прав предпринимателей. Сразу после этого появилось сообщение, что такое подразделение создается в Генпрокуратуре. О том, как прокуроры будут защищать права предпринимателей и что входит в полномочия нового управления Генпрокуратуры, "Российской газете" рассказал первый заместитель Генерального прокурора России Александр Буксман.

Александр Эмануилович, с момента создания в вашем ведомстве спецподразделения по защите предпринимателей прошло уже почти два месяца. Можно ли подвести первые итоги?

Александр Буксман: Генеральный прокурор Юрий Чайка уже 24 мая своим приказом создал в Генеральной прокуратуре специальное управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Данное управление будет системно и профессионально защищать права предпринимателей. Оно же будет сотрудничать с создаваемым институтом омбудсмена по защите прав предпринимателей. Наряду с этим все нижестоящие прокуроры обязаны принимать исчерпывающие меры, направленные на обеспечение законности и свободы предпринимательской деятельности. Следует отметить, что надзор за исполнением законов в сфере предпринимательства уже на протяжении нескольких лет является одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры. Генеральной прокуратурой заключены соглашения о взаимодействии с Торгово-промышленной палатой и Союзом промышленников и предпринимателей, налажено конструктивное сотрудничество с Общероссийскими общественными организациями, объединяющими субъектов предпринимательства, "ОПОРА РОССИИ" и "Деловая Россия". И эта совместная работа довольно-таки плодотворна.

ЦИФРА: 5 тысяч преступлений за последние годы были связаны с нарушением свободы предпринимательства

С какими нарушениями чаще всего сталкиваются прокуроры, когда речь идет о защите прав предпринимателей? И насколько много таких нарушений?

Александр Буксман: В 2011 году - I квартале 2012 года в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокурорами выявлено около 144 тысяч нарушений закона, с целью их устранения внесено 24,5 тысячи представлений, направлено в суды 3,4 тысячи заявлений, оспорено свыше 24 тысяч незаконных правовых актов, по требованию прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 16 тысяч виновных лиц.

В целях недопущения нарушений прав предпринимателей объявлено 1,4 тысячи предостережений должностным лицам.

Основные усилия прокуроров направлены на выявление и пресечение излишних административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности и зачастую сопряженных с коррупционными правонарушениями.

Мониторинг ситуации свидетельствует о том, что нарушения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеют место во многих сферах предпринимательской деятельности, наибольший уровень пораженности ими - при реализации государственных контрольно-надзорных и разрешительных функций.

Также прокурорами вскрыты и пресечены многочисленные факты введения необоснованных процедур и запретов, установления непредусмотренных сборов и платежей, незаконных отказов в реализации прав, ограничения конкуренции, нарушения сроков при рассмотрении заявлений и иные подобные нарушения.

Не секрет, что нередко органы госвласти и местного самоуправления издают правовые акты, которые противоречат федеральному законодательству и благодаря этому незаконно привлекают коммерсантов к административной ответственности. Удается с этим бороться?

Александр Буксман: К сожалению, такие факты имеют место. К примеру, только прокурорами Иркутской области оспорено 77 уставов городских и сельских поселений, положения которых противоречили законодательству о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В Пензенской, Самарской, Ярославской областях, Еврейской автономной области и иных субъектах Российской Федерации прокурорами приняты меры реагирования в связи с неправомерными действиями органов МЧС России, Роспотребназора, ФНС России, ФТС России и иных уполномоченных органов, связанными с незаконным привлечением предпринимателей к административной ответственности либо несоблюдением установленных административных процедур.

В последнее время бизнесмены все чаще говорят о фактах давления на бизнес путем возбуждения "заказных" уголовных дел, изъятия у предпринимателей финансово-хозяйственной документации и так далее. В связи с этим по поручению руководства страны даже были внесены серьезные изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, декриминализованы ряд составов уголовных преступлений. Как реагируют на это прокуроры?

Александр Буксман: Действительно, прокуроры нередко вскрывают такие нарушения в деятельности правоохранительных органов, и им дается самая жесткая оценка, поскольку безосновательное уголовное преследование субъектов предпринимательской деятельности не только порождает высокие коррупционные риски, но и предоставляет возможность использования уголовно-правовых процедур в сфере предпринимательской деятельности в противозаконных целях (рейдерские захваты, побуждение к переделу бизнеса, получение доступа к коммерческой и иной охраняемой законом тайне).

Например, по требованию Генеральной прокуратуры Следственным департаментом МВД России прекращено за отсутствием состава преступления уголовное дело, возбужденное в отношении руководителей одной из коммерческих фирм по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество) по обстоятельствам приобретения прав на земельный участок в Одинцовском районе Московской области, ввиду того, что исследуемые в деле обстоятельства относились к хозяйственному спору соучредителей общества и должны рассматриваться в судебном порядке. Случаи неправомерного осуществления проверок предпринимателей должностными лицами органов внутренних дел вскрыты также в Алтайском, Красноярском краях, Новосибирской, Омской, Саратовской, Тульской областях и других субъектах России. По всем из них прокурорами приняты меры реагирования.

Дается ли правовая оценка таким действиям чиновникам и что им за это грозит, или они отделываются "легким испугом"?

Александр Буксман: Такая оценка дается обязательно, причем зачастую действия должностных лиц носят уголовно наказуемый характер (вымогательство, взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями и так далее). За последние годы выявлено около 5 тысяч преступлений, связанных с нарушением свободы предпринимательской деятельности.

Так, в связи с вымогательством и получением взяток с предпринимателей за непривлечение виновных лиц к установленной ответственности осуждены руководители территориальных органов Ространснадзора, МЧС России и ФНС России (Хабаровский край, Волгоградская и Тульская области), а в Республике Башкортостан, Курской и Смоленской областях - руководители местных администраций за совершение разрешительных действий. Подобные примеры имеются и в других субъектах России.

Есть ли у предпринимателей перспектива, что надзор по защите их прав, который уже начали прокуроры, будет еще как-то развиваться и совершенствоваться?

Александр Буксман: Такая перспектива имеется однозначно. Например, качественному противодействию коррупции в сфере осуществления уполномоченными органами контрольно-надзорных полномочий должно способствовать дальнейшее повышение уровня публичности и открытости их деятельности, а также детальная регламентация возложенных полномочий.

Уверен, что создание уже озвученного института омбудсмена по защите прав предпринимателей, налаживание с ним диалога Генеральной прокуратурой, несомненно, приведет к выработке дополнительных мер, направленных на безусловное обеспечение гарантированной Конституцией свободы экономической деятельности и создания тем самым благоприятного делового и инвестиционного климата.

В Генпрокуратуре на днях состоялась встреча с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым, намечены первые шаги по взаимодействию с органами прокуратуры. Мною ему вручен проект соглашения, которое будет основополагающим в сфере защиты прав предпринимателей. Генеральная прокуратура поручила прокурорам субъектов России максимально использовать свои полномочия по защите законных интересов предпринимателей.