Женщину , имеющую гражданство России и Туркменистана, подозревают в хищении 20 миллионов долларов у Центробанка Туркменистана. Всего же из этого банка мошенники смогли увести примерно сорок миллионов долларов. Практически половина похищенного осела в столице России.
В настоящий момент прокуратура Москвы утвердила обвинительное заключение, в котором фигурируют две уголовные статьи - мошенничество и отмывание денег. Если суд согласится с предъявленным следствием обвинением , то госпожа Ниязова может отправиться в российскую зону минимальной комфортности. Ведь максимальная санкция этих статей - десять лет заключения.
Вот с такими обвинениями вышло на завершающую стадию уголовное дело, которое началось в Туркменистане, продолжилось в России и которое тянется уже немало лет.
Ходили слухи, что на 20 миллионов похищенных долларов было в Словакии и Чехии куплено несколько гостиниц
Достаточно сказать, что его фигурантка только в международном розыске находилась больше восьми лет. Смогли ее задержать по запросу Генпрокуратуры РФ лишь в начале прошлого года в Швейцарии. На согласование всех процедур выдачи задержанной по международному запросу понадобилось больше полугода.
По версии следствия, одна из крупнейших афер в истории соседней страны выглядела следующим образом. В 2002 году, то есть десять лет назад, дама чуть ли не возглавляла группу мошенников, которые крали деньги Центрального банка Туркменистана, затем переводили их в другие страны. Одна из них - Россия.
Все началось со случайного обнаружения странного перевода в 41 миллион долларов из Центрального банка Туркменистана в немецкий Deutsche Bank. Так потянулась ниточка, которая вывела правоохранительные органы братской страны на своих, местных мошенников.
Началось следствие, которое привело туркменских сыщиков к двум сотрудникам Центрального банка. Арслан Какаев и Мурад Гарабаев, как оказалось, переводили десятки миллионов долларов в разные зарубежные банки - Гонконга, Латвии, России. Вот только поймать по горячим следам похитителей не получилось. Они все, когда запахло паленым, успели убежать из страны.
Известно, что сам президент Туркменистана Ниязов обратился к президенту России с просьбой, задержать мошенников, так как было известно, что большинство из причастных к преступлению сбежали в столицу России.
В нашей стране было возбуждено уголовное дело. Это сделала Генеральная прокуратура. В уголовном деле появились фамилии нескольких человек - Айсолтан Ниязовой, банкира и уроженца Туркмении Дмитрия Леуса, его коллеги Евгения Обжирова, коммерсанта Савелия Бурштейна, экс-сотрудников ЦБ Туркмении Арслана Какаева и Мурада Гарабаева.
Ходили слухи, что на 20 похищенных миллионов долларов было в Словакии и Чехии куплено несколько гостиниц. Ниязова уехала за границу. Двое из уголовного списка - Какаев и Бурштейн обосновались в Праге. Следствие объявило Ниязову и Бурштейна в международный розыск, обоим заочно было предъявлено обвинение в мошенничестве и отмывании денег, а также избрана мера пресечения в виде ареста.
Но фактически понес наказание лишь Леус, который получил четыре года лишения свободы.
Вновь фамилии из старого уголовного дела, которое к тому времени так и не смогли завершить, всплыли в 2007 году, во время расследования убийства первого зампреда ЦБ РФ Андрея Козлова.
Следствие тогда обратило внимание на председателя совета директоров Московского Индустриального экспертного банка Айсолтан Ниязову, ее компаньона Савелия Бурштейна и председателя правления этого же банка Евгения Обжирова. Оказалось, что туркменские миллионы прошли через несколько московских банков, у которых потом при Козлове отняли лицензии за непрозрачность и махинации.
Формально они тоже могли быть заинтересованны в гибели Козлова. Ведь большинство этих странных банков в те годы функционировало буквально несколько месяцев и, проведя один-два крупных платежа, как-то очень быстро умирало, объявляя себя банкротами.