16.07.2012 23:42
    Поделиться

    "Иннопром" показал отсутствие в России четких мер поддержки инвесторов

    Уральская выставка-форум промышленности и инноваций ИННОПРОМ получила статус федеральной. Сегодня власти рассматривают этот проект как главный аргумент в пользу России, участвующей в "предвыборной гонке" на право принять всемирную выставку Expo в 2020 году.

    Четыре дня Екатеринбург жил под знаком ИНОПРОМа. По официальным данным, в городе за это время побывало около 40 делегаций из 35 стран, общее количество посетителей выставки превысило 50 тыс. человек. То, что это реальные, а не "ожидаемые" цифры, корреспонденты "РБГ" смогли убедиться лично - бесплатные автобусы, курсирующие между выставочными павильонами и центром города каждые 15 минут, ходили переполненными.

    Первые два дня экспозиция работала для специалистов, затем - для широкой публики. Организаторы подчеркивают, что главное в ИННОПРОМе-2012 - это его прагматический характер. За четыре дня было заключено около 40 соглашений о сотрудничестве на сумму более 80 млрд рублей. Всего в рамках деловой программы состоялось более 30 "круглых столов", конференций и заседаний тематических секций, где инициатором, как правило, выступил бизнес - в лице отраслевых союзов и объединений предпринимателей. Более того, впервые по итогам ИННОПРОМа составлена сводная декларация, на основе которой будут даны рекомендации властям региона, а главные выводы о международном потенциале Екатеринбурга минпромторг представит на заседании правительства РФ.

    Основная дискуссия разгорелась вокруг инновационной стратегии государства. Новый облик экономики государство очертило конкретными целями. Так, к 2020 году должно быть создано не менее 25 млн высокоэффективных рабочих мест, а производительность труда вырасти в 1,5-2 раза. Будущее отечественной промышленности определяют четыре приоритета: расчет расходов на всем протяжении жизненного цикла продукта, глубокая автоматизация проектирования, использование материалов современного поколения, создание промышленной инфраструктуры нового типа, так называемых умных сред.

    Удастся ли сделать качественный рывок при низкой мотивации бизнеса на НИОКР? Этот вопрос в разных вариантах поднимался почти на всех площадках. Высокий градус самокритики задал Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства "Эксперт РА": "За семь лет созданы практически все известные институты инновационного развития, их совместный капитал достиг 1,2 трлн рублей, но значительных результатов так и не достигнуто. Нет нарастающего потока заявок от инноваторов. Мотивация малого и среднего бизнеса примитивна: нужны деньги, а от государства ждем налоговых льгот. Доля НИОКР в выручке у крупных российских компаний составляет всего 0,05%".

    По словам эксперта, качество инновационной сферы (активность вузов, уровень НИОКР и развитие инфраструктуры) у 90% регионов - хуже некуда. Типичные ошибки при создании инновационных центров - чрезмерное увлечение девелопментом, недостаточно высокий уровень специалистов в управляющих компаниях и слабая пиар-поддержка. Участники панельной дискуссии, которую совместно с российским Клубом директоров по науке и инновациям провела Инновационная инфраструктура УрФУ, тоже сомневаются в успешности взаимодействия университетов и промышленности в инновациях. Примеры такого сотрудничества пока единичны. По словам исполнительного вице-президента свердловского Союза промышленников и предпринимателей Марины Вшивцевой, вузы решают сегодня очень сложную задачу: при отсутствии рынка им предстоит самим сформировать своего клиента.

    По мнению заместителя председателя Внешэкономбанка Ирины Макеевой, на привлечение инвесторов в регион влияет целый ряд факторов. В первую очередь, участие в федеральных целевых программах - это показатель наличия активной управленческой команды. Не менее важно подвергать крупные проекты общественному обсуждению, что, к сожалению, сегодня практически не делается. Также необходимо четко прописывать меры поддержки инвесторов на региональном уровне, условия входа на площадки и гарантии стабильности инвестклимата.

    Сейчас, когда территории конкурируют между собой за размещение производств, как никогда важно быть прозрачными, открытыми и готовыми к свободной дискуссии с зарубежными партнерами. Вместе с тем эксперты предостерегают от тотального увлечения инновациями. Так, Охаси Ивао, представитель Исследовательского института Номура в РФ, полагает, что упор нужно делать на развитие "вспомогательных" отраслей и малого бизнеса - именно там сосредоточены высокие технологии.

    Еще одна возможность для регионов привлечь дополнительные ресурсы - создание горизонтальных производственно-научных связей. По поручению президента РФ минэкономразвития совместно с ВЭБом провели конкурсный отбор пилотных инновационных кластеров, чтобы сфокусировать меры господдержки на приоритетных для экономики направлениях. Из 94 заявок в итоге осталось 25, причем 14 из них могут рассчитывать на федеральные субсидии в размере 5 млрд рублей ежегодно начиная с 2013 года. Остальным будет оказано содействие через существующие институты развития. Среди победителей конкурса - высокотехнологичные проекты из Дубны, Сарова, Железногорска, Санкт-Петербурга, Димитровграда, Ульяновска, Самары, а также два уральских - "Титановая долина" и "Уральский фармкластер". Субсидии будут перечисляться в регионы, а они уже сами решат, на что направить деньги. В любом случае проекты, требующие финансирования, будут предварительно проходить федеральную экспертизу. В свою очередь "под крыло" субъектов РФ отойдет около 40 кластеров среднетехнического уровня.

    - Каждую заявку оценивали по 12 параметрам. В первую очередь комиссия обращала внимание на то, сформированы ли органы управления, каков производственный потенциал кластера. Отбирались перспективные программы с возможностью привлечения инвестиций. Уже к 2016 году от кластеров ждут результатов. Надеемся, что тем самым удастся переломить тенденцию к псевдоинновациям. Чем меньше инвестиционные риски, тем больше вероятность получения кредита, значит, будет больше проектов, - прокомментировал Артем Шадрин, директор департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России.

    Поделиться