Госдума приняла изменения в закон об инвестиционных фондах

В России появилась законодательная база для одного из самых востребованных инструментов "пассивного" инвестирования - ETF (Exchange Traded Fund - "торгуемый на бирже фонд"). Госдума приняла изменения в Закон "Об инвестиционных фондах", которые вводят на российском фондовом рынке биржевые ПИФы. Обращение паев этих ПИФов на бирже позволит инвесторам в режиме реального времени отслеживать их стоимость и оперативно принимать соответствующие решения. Владельцы паев смогут также требовать от уполномоченного управляющей компанией лица выкупать пай по цене, несущественно (до 5%) отклоняющейся от расчетной. Для поддержки котировок купли-продажи паев закон вводит институт маркет-мейкеров. Это компании, которые заключили соответствующий договор с управляющим и активно торгуют акциями биржевого ПИФа. Через них будут также осуществляться покупка и погашение. В отличие от обычных ПИФов предусматривается возможность принимать в оплату паев и проводить их погашение ценными бумагами. А ряд отличий в регулировании позволит минимизировать ошибку отслеживания (соответствие стоимости пая на корзину ценных бумаг в ПИФе их реальной стоимости) и в целом повысить биржевую ликвидность. "Паи ETF выгодно использовать небольшим частным инвесторам: у них появляется более ликвидный инструмент, чем паи ЗПИФа", - считает управляющий директор "Инвесткафе" Иван Кабулаев.

На Западе ETF уже давно вошли в число наиболее популярных инвестиционных инструментов, однако до недавнего времени российские инвесторы практически не имели к ним доступа. Как отметил старший аналитик ИГ "Норд-Капитал" Сергей Алин, инициатива запуска ETF в России не нова и исходила от участников рынка, которые активно ее продвигали, - спрос на торгуемые биржевые фонды на рынке очень велик, что делает их крайне перспективным продуктом для российских компаний. "Несмотря на то что, с точки зрения непрофессионального инвестора, ETF похожи на ПИФы, идея, лежащая в их основе, совершенно другая. Паи ETF проходят листинг на бирже, поэтому, покупая тот или иной ETF, инвестор не связан какими-либо жесткими обязательствами и может в любой момент совершать любые транзакции с этими бумагами, как, например, с акциями", - пояснил Алин. Главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин добавил, что существенное отличие ETF от индексных фондов в том, что они с точностью до акции повторяют структуру выбранного индекса. Структура ПИФов может меняться в зависимости от политики управляющей компании.

Среди преимуществ использования ETF эксперты выделяют их высокую ликвидность, которая достигается благодаря наличию требования по обязательному установлению внутридневных котировок чистой стоимости активов фонда с тем, чтобы всегда имелась цена, по которой тот или иной инвестор может продать или купить соответствующий ETF. Другое преимущество - низкие издержки: экономия возможна из-за отсутствия комиссии за обслуживание и вознаграждение управляющего. Включение биржевых фондов в структуру инвестиционного портфеля дает возможность увеличить его диверсификацию по рынкам и классам активов, физическое присутствие в которых либо невозможно, либо обходилось бы дороже. Благодаря этому инвестор может купить ETF на любой вид активов, что дает ему широкие возможности в достижении инвестиционных целей.

Эксперты также обратили внимание на жесткое регулирование биржевых инвестиционных фондов, что обеспечивает надежную защиту прав инвесторов. Сергей Алин привел в пример европейский опыт, где ETF подпадают под действие правил Соглашения о коллективном инвестировании в переводимые ценные бумаги (UCITS III), которые устанавливают критерии для структурных и базисных инструментов. Обязательными являются внутридневные котировки чистой стоимости активов, чтобы всегда имелась цена, по которой тот или иной инвестор может продать или купить соответствующие продукты. Регулирование ПИФов, с одной стороны, не столь жесткое, но с другой стороны, ПИФы ограничены в использовании ряда инструментов при создании портфеля.

ETF - достаточно безопасный инструмент, как считают аналитики, его специфика позволяет минимизировать риски. "Риски и для ПИФов, и для ETF носят прежде всего рыночный характер, макроэкономический, политический и финансовый. Но для пайщика риск представляет и внутренняя ситуация в бизнесе УК или эмитента ETF", - заметил Александр Осин. Возможные проблемы могут быть связаны с серьезным падением в том секторе, в который инвестирует ETF, либо с ошибками инвестора при выборе фонда. "Как правило, это случается, если инвестор, приняв решение о покупке ETF, считает, что теперь он находится в более выигрышной позиции по сравнению с теми, кто отдал предпочтение традиционным инструментам инвестирования. Но бездумная и безыдейная покупка ETF, не имеющая какого-либо стратегического обоснования, не может быть расценена как прибыльное вложение", - сказал Сергей Алин.

Что касается перспектив появления ETF на российских биржах, надежды экспертов на успех связаны главным образом с критическим дефицитом высоколиквидных инвестиционных инструментов на отечественном рынке. Это дает неплохие шансы российским биржевым фондам занять в будущем достойную конкурентную нишу.

Внесенные в закон изменения также создают условия для развития венчурных инвестиций. Согласно поправкам владельцам инвестиционных паев венчурных закрытых ПИФов предоставляется право назначать в состав инвестиционных комитетов независимых экспертов, работа которых будет оплачиваться за счет имущества, составляющего ПИФ. "Можно формировать консультативный орган, состоящий из отраслевых экспертов, и оплачивать работу этого органа из средств фонда. До этого управляющая компания оформляла таких сотрудников в штат и фактически выплачивала им зарплату из своего вознаграждения - теперь можно будет это делать из средств фонда. Это чем-то похоже на совет директоров, состоящий из независимых директоров", - пояснил Иван Кабулаев. Он отметил, что эта норма закона позитивно повлияет на индустрию венчурных инвестиций, и назвал ее очередным шагом к цивилизованной работе отрасли. По мнению Сергея Алина, поправки позволят снизить риски, которые являются одним из ключевых ограничений венчурных инвестиций.