"РГ" узнала об изменениях в процедуре регистрации недвижимости для брянцев

Пугающая граждан процедура регистрации прав на недвижимость за последнее время значительно изменилась. Не последнюю роль сыграло электронное взаимодействие государственных служб. Какие изменения ждут нас в ближайшем будущем? Об этом на "деловом завтраке" в брянской редакции "РГ" рассказал руководитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Андрей Новиков.

Андрей Владимирович, межведомственный обмен информацией должен в итоге облегчить участь как самих служащих, так и граждан. Что уже изменилось в работе управления Росреестра?

Андрей Новиков: Межведомственным взаимодействием мы занимаемся с октября 2011 года, когда первая часть закона вступила в силу. Но тогда это коснулось федеральных органов исполнительной власти. Через электронный обмен данными сразу пошло взаимодействие с налоговой и миграционной службами. Они запрашивают у нас данные, мы в рамках регистрации прав запрашиваем сведения о юридических лицах. Раньше они должны были предоставлять нам пакет учредительных и других документов, сейчас - нет. В миграционной службе запрашиваем сведения, например, о действительности паспорта. Бывали случаи, когда удалось предотвратить сделки по документам, не имеющим юридической силы.

С 1 июля вступила в силу та часть закона, которая определяет взаимодействие между органами власти области и муниципальными. К сожалению, пока в электронном виде ничего не реализовано ни на федеральном, ни на местном уровнях. Но Росреестр в этом отношении - "паровоз". Мы создали рабочую группу и пытаемся объединить все вопросы. Разработали регламент взаимодействия. Сейчас электронный сервис на федеральном уровне не готов, потому пока занимаемся бумажным обменом. Закон установил пятидневный срок для ответа, поэтому в регламенте мы это прописали, у нас есть все телефоны, адреса электронной почты. Отправляем запрос в электронном виде, тем же способом получаем ответ, а потом досылаем документы. Но с ФНС, например, досылка бумаги не требуется. В идеале же все должно работать в автоматическом режиме: какие сведения у меня берут, я даже не вижу. Это удобно, не тратятся силы и время. С налоговой и миграционной службами мы так и работаем.

Эта незавершенность взаимодействия как-то отражается на гражданах?

Андрей Новиков: В сущности, для них все равно, в электронном виде мы работаем или с бумагой. Но они меньше документов будут собирать. Появилось несомненное удобство для тех людей, которые периодически обновляли документы для социальной службы. У нас в начале года идет огромное число обращений по поводу изменений имущественного положения. Не продал ли квартиру? Что с участком земли? Теперь социальная служба сама должна запросить информацию у нас. Человек из этого процесса исключается.

Самые распространенные хлопоты связаны с регистрацией квартир и гаражей. Ждать ли облегчения здесь?

Андрей Новиков: Есть понятие технических документов. Нам нужно для регистрации, кроме всех прочих бумаг, техническое описание объектов. С 1 апреля 2012 года их выдает только кадастровая палата - подведомственная организация Росреестра. БТИ сейчас играет роль органа технической инвентаризации. Они описывают техплан. В Брянской области три БТИ аккредитованы, все они - коммерческие предприятия. Облегчение хлопот мы связываем с ревизией гражданского законодательства, которую провели на федеральном уровне. Не все бюрократические процедуры пока можно упростить. С точки зрения простого человека кажется, что много бумажек надо нести. Но от этого не отказаться, пока у нас в России нет полной инвентаризации имущества и земель, как в Германии, например. Там кадастру триста лет, каждый клочок земли стоит на учете. Мы эти триста лет сейчас наверстываем. Пока этого не будет сделано, трудно говорить о возможности упрощения процедур. Бывает, что объекты описаны, но "задваиваются" - различить их по бумагам невозможно, хотя это может быть один объект. Теперь нам передали полномочия по кадастру - чтобы по всей России была единая система. По единому номеру я могу вычислить, где стоит то или иное здание.

Какая же часть недвижимости описана сегодня?

Андрей Новиков: Около 45 процентов. Земли - чуть больше. Свою роль сыграла процедура преобразования колхозов. Когда раздавали земельные паи, тогда земли попытались немного описать. Но не установлены границы муниципальных образований. До сих пор непонятно, что делать с границами Брянска и Брянского района. Человек начал строить здание, у него есть кадастровый паспорт на участок в Брянском районе. Он просит присоединить кусочек земли, но выясняется, что этот кусочек уже в Брянске. То есть живет в сельской местности, а картошку сажает в городе.

Сколько времени потребуется на завершение работы?

Андрей Новиков: Очень много земель нужно обмежевать и поставить на учет за счет органов власти. Но не всегда у сельских поселений есть деньги на эти работы. Они знают о своих обязанностях, мы им напоминаем, объясняем, что они потом налог будут собирать, но работа тормозится. Тем не менее значительная часть кадастровой оценки делается за федеральные деньги. В Брянской области так оценили земли промышленности и населенных пунктов.

Интересуется читательница Вера Соломатина: когда удастся изжить очереди в вашей службе?

Андрей Новиков: К сожалению, они есть еще, но не "дикие". Мы принимаем со вторника по субботу. Когда начали работать и по субботам, людей приходило мало, но сейчас это полноценный рабочий день для наших сотрудников. Здорово помогла электронная очередь. Сейчас все вошло в свое русло. Помогает предварительная запись через портал госуслуг. Примерно десятая часть клиентов пользуется этим способом. Электронные услуги развиваются интенсивно. Второй год идет наполнение портала. Сейчас доступна публичная кадастровая карта, можно посмотреть, стоит ли земельный участок на учете. Есть информация об объектах недвижимости. Зная адрес, можно посмотреть, зарегистрировано право на объект или нет. Правообладатель там не показывается, естественно. Можно получить выписку из реестра прав, но только с помощью электронной подписи. На портале есть адреса офисов, распорядок работы и так далее. Можно из дома посмотреть, сколько народа в местах приема. Четыре камеры показывают основные залы нашей службы. В Курске открыт ведомственный центр телефонного обслуживания. Можно позвонить и узнать сведения, которые вас интересуют, вплоть до стадии обработки документа.

Чтобы получилось "одно окно", а не "одна дверь", нужно устранить разрозненность в системах учета, регистрации и инвентаризации

В БТИ сейчас не советуют заниматься оформлением прав на недвижимость, ссылаясь на то, что новые порядки якобы непонятны и им. Что посоветуете?

Андрей Новиков: Если это так, то иначе как провокацией такие ответы назвать не могу. Никакой порядок с 1 июля нигде не поменялся. До 1 апреля кадастровые паспорта выдавало БТИ, а потом - кадастровая палата. Нужно регистрировать недвижимость, ведь только после этого человек становится собственником. Иначе продать жилье или сдать его в аренду невозможно.

Раздражение людей вызывает процедура составления договора о распределении жилья при регистрации права на квартиру. Возникает вопрос: почему мне, гражданину, веры меньше, чем коммерческой фирме, которая составляет договор о распределении долей? И почему удостоверить волю собственников жилья не могут прямо в ФРС?

Андрей Новиков: Наша служба не уполномочена составлять такие договоры и соглашения. Агентства недвижимости, действительно, порой ведут себя нагло. Их сотрудники заходят в наше здание и начинают вербовать себе клиентов. Однажды даже мне предложили составить договор. Пришлось припугнуть их полицией. Такая проблема есть. В начале 2001 года в Московской области наша служба практиковала составление договоров для граждан, но потом это запретили. Надо понять, чем вы рискуете, обращаясь в агентство недвижимости или подобную фирму. За договоры, которые составляют агентства, они никакой юридической ответственности не несут. Вот распространенная история. Военнослужащий или многодетная семья покупает по сертификату квартиру. И сотрудница, которая составляет документ, допускает ошибку в расчетном счете банка, куда надо перечислять деньги. Для нас, регистрирующего органа, это не имеет значения - граждане могут договариваться как угодно, номера мы не отслеживаем. Люди приходят в банк с зарегистрированным договором и здесь находят ошибку. Прибегают к нам, слезы в три ручья: спасайте, помогайте... Хоть бы раз кто-то наказал ребят, которые сидят в своих агентствах напротив нашего здания! Бороться с этой практикой законных способов нет. Но изменения, которые правительство внесло в Госдуму, приведут к тому, что эти конторы уйдут сами собой. Все сделки с недвижимостью будут проводиться только через нотариусов.

Но куда идти сейчас?

Андрей Новиков: Тоже к нотариусу. Да, заплатишь немного больше, но зато он проверит все документы, удостоверит личности. Нотариус несет материальную ответственность за то, что удостоверил сделку. И он может отправить ваши документы почтой к нам. А вы потом просто заберете готовые документы. Почему-то эта услуга туго идет в Брянской области. Наверное, люди деньги экономят.

Все ждали, что "одно окно" действительно позволит не бегать по кабинетам. Когда же мы его дождемся?

Андрей Новиков: Чтобы получилось "одно окно", а не "одна дверь", как мы шутим, нужно устранить разрозненность систем учета, регистрации, инвентаризации. В чем-то поможет межведомственное взаимодействие. Будет принят закон о госрегистрации прав на недвижимость и кадастре недвижимости. Нынешняя совокупность технических и правовых проблем не позволяет сделать "одно окно". А вот "одна дверь" есть. Вы приходите в одно здание, а там несколько окон. В Брянске открыт многофункциональный центр, в котором представлена наша служба и кадастровая палата. Можно подать заявку на получение земли в аренду, сразу оставить заявление о кадастровом учете и регистрации прав. Документы приходят к нам, человек получает их. Это уже "одно окно", но не совсем полноценное. Потому что все-таки нужно принести бумаги для постановки на кадастровый учет - техплан и бумаги, нужные для регистрации прав, то есть побегать еще до того. С вступлением в силу межведомственного взаимодействия беготня немного уменьшится.

Ваша служба участвует в демаркации российско-украинской границы. Как она проходит?

Андрей Новиков: Наши сотрудники работают сейчас в Климовском районе - весь его ножками прошли. Забивают временные столбики. Сейчас идет предварительное прочерчивание границы с погрешностью пять метров. Кроме того, мы осуществляем геодезический надзор за организациями. Издается много картографического материала - справочники автомобилистов и другие. Все издания проходят наше согласование: отслеживаем наименования объектов, улиц границ, названия рек. Работа весьма сложная, но государство не может позволить себе расхлябанности в этих делах.