У райчихинского дарования не оказалось денег на концертный баян

За почти шестидесятилетнюю историю райчихинской городской музыкальной школы здесь впервые обнаружили бриллиант чистой воды - четырнадцатилетний Влад Марцев покорил игрой на баяне российских мэтров и испанскую публику. Но талант может погибнуть -  у юного музыканта нет концертного баяна. Мальчик играет исключительно на "дровах" образца семидесятых годов прошлого века.

Школа из бани

Школа искусств больше полувека квартирует в здании бывшей бани, построенной сразу после войны пленными японцами. Город угольщиков здесь несколько десятилетий облагораживает своих детей - учит их играть на баяне, аккордеоне и фортепьяно.

Пять лет назад преподаватель школы Наталья Башмакова заметила взъерошенного мальчишку-воробышка, который растерянно стоял под деревом в школьном дворе. На вопрос, а не хочет ли он научиться играть на баяне, малец неуверенно пожал плечами. Наталья Николаевна завела его в класс, дала потрогать музыкальные инструменты. Рассказала коротенько про баян. После обеда Владик Марцев пришел в школу с мамой и тихо сказал: "Я хочу у вас учиться..."

После первых же занятий стало понятно: мальчишка отличается от других детей яркими музыкальными способностями и недетским трудолюбием. Едва придя из общеобразовательной школы, он что есть сил бежал на занятия в "музыкалку".

- Он может часами оттачивать игру в классе, на первый этаж спустится, водички попьет и снова за инструмент, - говорит Галина Шкурат, директор школы.

Все музыкальные инструменты здесь родом из семидесятых-восьмидесятых годов прошлого столетия. За постсоветское время купили только два пианино. С рук. А Влад разыгрался так, что стал побеждать на городских и областных конкурсах. Сложные музыкальные пьесы играл на инструментах, которые достойны разве что "рассыпухи" на сельских свадьбах. Материальный достаток его семьи не позволяет купить баян более высокого класса. Основной источник доходов - это пенсии дедушки и бабушки.

- Мне из баяна в нос дует, - как-то пожаловался музыкант после победы на очередном областном конкурсе.

Муж Натальи Башмаковой периодически конопатил рассохшийся корпус инструмента туалетной бумагой…

- Ну когда у меня еще будет такой способный ученик? Да никогда! Вот и решила я взять кредит и купить мальчику новый баян. Тоже учебный, но более высокого класса, - признается Башмакова.

Но тот баян оказался с заводским браком. Тогда из последних сил напряглась школа и купила еще один инструмент.

А Владислав играет, так что диву даются мэтры баянного дела. Он стал лауреатом сибирского международного конкурса "Музыкальный АРТ-Форум" в ноябре 2010 года. Оргкомитет конкурса прислал в Райчихинск официальное приглашение для участия Влада в международном форуме "Море, солнце, фестиваль" в испанском городе Ллорет де Мар: "Надеемся, что Владислав Марцев присоединится к российской делегации, которая будет представлять интеллектуальный и творческий потенциал России в международных проектах Евросоюза".

Деньги на поездку творческого потенциала России собирали всем райчихинским миром. Галина Шкурат в поклоне обошла весь городской бизнес.

-  Стыдно не было, а было унизительно, - признается Галина Николаевна.

Городской "мир" собрал деньги на поездку для Влада, а спонсором поездки Натальи Башмаковой стал ее муж, офицер-пограничник.

Минувшей осенью Испания ахнула от виртуозной игры райчихинского мальчишки, и он вернулся домой на крыльях победы с дипломом лауреата премии I степени. В мае этого года Владислав становится участником всероссийских молодежных дельфийских игр. Поездку в Москву организовывали тоже всем крещеным миром. Но в этот раз "запас прочности" инструмента, не рассчитанного на покорение вершин, иссяк.

- За двадцать минут до выступления на клавиатуре баяна вылетела кнопка. Владик посмотрел на меня с ужасом. Я пулей выбежала в ближайшую палатку, купила клей, и мы приклеили эту злосчастную кнопку, - вспоминает Наталья Башмакова.

Во время выступления приклеенная кнопка стучала так же нервно, как сердце у Влада. Мальчик сыграл ниже своих способностей и домой вернулся лишь в статусе участника дельфийских игр.

Святая к музыке любовь

Он робко, бочком вошел в класс, смущенно поздоровался. Сел на краешек стула. Но когда Владик взял в руки инструмент и его пальцы стали летать по кнопочкам баяна, лицо музыканта преобразилось. Глаза прикрыл, и - будто он уже где-то далеко…

На вопрос, кем бы он хотел стать, Влад отвечает почти молитвенно:

- Только о музыке мечтаю…

В  школе искусств говорят, что Влада снова зовут на престижный конкурс в Италию, но христарадничать они больше не будут.

- На учебных инструментах он уже побил все планки, прыгнул выше головы. Дальше на этих допотопных баянах развития не будет, - итожат преподаватели.

Доцент Новосибирской государственной  музыкальной академии имени Глинки Алексей Романов в своем экспертном заключении об игре Владислава Марцева после признания виртуозной игры ребенка и его природного артистизма пишет, что необходимо приобрести концертный баян, для дальнейшего профессионального роста и большей конкурентоспособности.

Цена концертного инструмента от двухсот тысяч рублей до полумиллиона.

- В городском бюджете таких денег нет, он дефицитный и расписан до копейки, - говорит заместитель городского главы по социальным вопросам Эдуард Дерницкий.

Население городка по официальным данным не дотягивает и до двадцати двух тысяч человек. Содержание исполнительной власти обходится городскому кошельку в двадцать четыре с половиной миллиона рублей. Только заместителей у главы города - пятеро. Одним из последних приобретений власти стал новый автомобиля для главы города. Вот такая музыка…

В Приамурье тридцать пять музыкальных школ, или как сегодня их называют "школы искусств", в которых музыке обучается всего шесть тысяч школьников. Все это искусство - исключительно муниципальная лирика, финансируется только из местных бюджетов. Денег едва хватает на коммунальные платежи и скромные зарплаты педагогам. Официально музыкальное образование в этих школах бесплатное, неофициально чаще всего используется так называемая спонсорская помощь от родителей. От 100 до 600 рублей в месяц за ребенка. Баян не входит в категорию престижных инструментов, его родители спонсируют по минимуму.

- В области есть специальная программа "Развитие и сохранение культуры и искусства", но она хронически недофинасирована. Из ее средств можно было бы купить Владу концертный баян… В прошлом году из сорока четырех запланированных  миллионов дали всего один, - грустно говорят в областном министерстве культуры и архивного дела.

Последней надеждой для музыкально-чиновничьего мира Райчихинска стало то, что деньги на талант соберут с бору по сосенке. Не зря же открыли для этих целей счет в банке, и написали заметку в городской газете. В этом году так же, всем миром уже собирали деньги на трансплантацию почки молодому парню. Собрали. Теперь надеются, что неравнодушные люди не дадут погибнуть и редкому музыкальному дарованию.

Но горожане здесь - народ в основном очень небогатый. Найдется ли у них возможность - да и желание! - вклинить в расходные статьи скромного семейного бюджета долю на покупку концертного баяна для талантливого мальчика. Ведь это не продукт первой необходимости. И не жизненно важный вопрос. Хотя - как сказать.

Комментарий

Алексей Самарин, министр культуры и архивного дела правительства Амурской области:

- Про Влада Марцева знаю, министерство тоже помогало в организации его участия в конкурсах. Проблема в том, что нет федеральной программы для поддержки таких дарований. А она просто необходима. Сколько их, талантливых и бесконечно одаренных, так и остаются нераскрытыми и не реализованными? Государству просто необходимо централизованно  всячески поддерживать таких детей. Они же его интеллектуальное будущее.