Якобы данное крупными игроками перед заходом в регион обещание отдать под вятские продукты 70 процентов полок в супермаркетах давно всеми забыто. Сети ведут агрессивную политику на замещение местных продуктов привозными. И делают это простейшим образом - выставляя невыносимые условия.
- Они говорят: дайте 30 процентов скидки на ваши продукты, и мы вас пустим, - возмущается директор крупного перерабатывающего предприятия Владимир Савиных. - Но это же физически невозможно, у местной переработки рентабельность едва доходит до10 процентов.
Кстати, этот размер бонуса для федеральных сетей прописан и в федеральном законе. Но им, по словам других руководителей предприятий, аппетиты сетей не ограничиваются. Они требуют дополнительные бонусы. Причем все это оговаривается неофициально, устно. И получается, что производитель сам, по доброй воле идет на такие условия.
Например, товар нельзя фасовать в Кирове, хотя на месте это сделают и лучше, и дешевле. Его надо привезти в другой регион, например в Нижний Новгород или Иваново, чтобы оттуда он, расфасованный, ехал обратно, теряя по пути качество и, естественно, снижая сроки реализации. Причем за эту "услугу" берется дополнительно 10 процентов от стоимости товара, хотя себестоимость данной операции два-три процента.
Как рассказал руководитель мясоперерабатывающего предприятия Владимир Бердинских, находятся и другие способы снижения цены. "Когда я заключал договор, там фигурировали только оговоренные федеральным законом 10 процентов, - говорит он, - но мы еще не начали работать, а с нас уже запросили 150 тысяч рублей за "информационные услуги". Естественно, мы тут же отказались от дальнейшего сотрудничества".
Заместитель директора другого пищевого холдинга Андрей Моисеев на примере своего предприятия очень подробно показал "закулисье" работы с сетями. По его словам, это совершенно другой уровень работы, без понимания которого "сюда лучше не соваться". В частности, необходимо четко отладить электронный документооборот и в то же время быть готовым оперативно реагировать на сбои в системе сети. Это приводит к тому, что поставщик может не получить деньги вовремя.
Тем не менее, как говорят другие местные производители, с федеральными сетями полезно работать. Потому что при вступлении в ВТО на этом рынке будет работать еще сложнее. "Мы сейчас учимся выживать, оптимизируя свои затраты и тем самым повышаем свою квалификацию", - говорят бизнесмены.
Как считают участники круглого стола, сегодня федеральные сети - "очевидные дискаунтеры" и берут только ценой, при этом качество товара зачастую уходит на второй план. Это вызывает тревогу из-за того, что сетевики намерены наравне со всеми участвовать в аукционах на поставку продуктов в кировские школы и больницы. Поэтому участники круглого стола предложили сделать такие условия аукциона, чтобы выиграли продукты с малым сроком реализации и без консервантов.
К сожалению, представители сетей участие в круглом столе не приняли, а комментировать претензии производителей заочно отказались.
Павел Ануфриев, глава департамента предпринимательства и торговли Кировской области:
- Все решает цена товара. Когда кировские поставщики приходят с предложениями о сотрудничестве, им называется цена зачастую на уровне либо ниже себестоимости. И компании с небольшими объемами, естественно, такую цену предложить не могут. В отличие от их конкурентов из других регионов, которые являются федеральными поставщиками.
Ситуацию усугубляет и то, что руководители кировских филиалов не принимают решения о поставках. Они принимаются головной компанией, которая находится в другом месте. Поэтому очень важной задачей является приглашение в Кировскую область лиц, принимающих решения. Мы планируем организовать такую встречу в августе, и на ней постараемся заключить какое-то соглашение, в котором для наших поставщиков будут оговорены некие преференции входа в торговые сети по продажам на территории Кировской области.