В энергетический модуль закладывается целый ряд систем, для того чтобы он обладал способностью работать автономно как базовый модуль новой космической станции, - пояснил журналистам глава Роскосмоса Владимир Поповкин. Нужна ли будет такая станция? Время для ответа и принятия решения есть. Как заметил руководитель космического ведомства, это все равно будет после 2020 года. Но такая перспектива рассматривается. Конечно, более важна станция с новым качеством решения задач: это сборка на орбите различных конструкций, обслуживание космических аппаратов и т.д.
Напомним: на МКС экипажи "прописались" двенадцать лет назад. Сейчас российские и зарубежные спецы изучают не только способы продлить срок жизни этой космической лаборатории до 2020 года, но и возможность использовать ее составные части для новой орбитальной станции. Кстати, в будущем году интерьеры российского сегмента МКС будут прилично обновлены. Речь идет о смене всего осветительного оборудования, панелей и вентиляции. А это целый этап сложнейших работ. Причем научная программа как была, так и остается.
Сегодня серьезно обсуждается вопрос об увеличении продолжительности полета космонавтов. Именно тут видят многие эксперты резерв повышения эффективности работы на орбите. Тот же Поповкин поясняет: на адаптацию космонавта, а также на его подготовку к спуску уходит около месяца. То есть, по сути, на исследования остается 120-130 дней. "Поэтому мы с нашими партнерами все время говорим об одном - давайте увеличим срок полета, дойдем до года, тем более что мы готовы даже поделиться нашими медицинскими секретами", - говорит глава Роскосмоса.
Перемены космического масштаба ожидаются не только на орбите, но и на Земле. Как сообщил Владимир Поповкин, военно-промышленная комиссия при правительстве РФ в основном одобрила стратегию развития космической деятельности России до 2030 года. Ее доработанный вариант будет представлен 15 августа. И не исключено, что в сентябре стратегия будет утверждена. Ориентируясь на этот документ, считает глава Федерального космического агентства, можно будет приступить к структурной перестройке отрасли.
Предполагается сохранить существующие научные школы, объединив при этом дублирующие друг друга подразделения обеспечения и управления. Это очень важный момент. Научные школы разные. И, как сказано, никто не собирается их кромсать, но все общие моменты, обеспечивающие их работу, будут сокращены. Так, останутся "нетронутыми" все главные научно-исследовательские организации - ЦНИИМАШ, НПО "Техномаш", "АГАТ", Центр имени Келдыша и другие. Всего десять федеральных центров. Самостоятельность сохранят Центр подготовки космонавтов им. Гагарина и Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). По словам Поповкина, ЦЭНКИ будет заниматься эксплуатацией всех космодромов, и, по-видимому, ей отдадут еще и эксплуатацию наземных комплексов управления орбитальной группировкой.
Глава Роскосмоса подчеркнул, что очень важно оставить конкурентную среду в области спутникостроения. Поэтому принято решение о том, что таких центра будет три: первый - на базе предприятия "Информационные спутниковые системы" (ИСС) им. Решетнева" (Железногорск), второй - объединит РКК "Энергия", НПО им. Лавочкина и ВНИИЭМ (все Москва), третий - ГКНПЦ им. Хруничева (Москва) и ЦСКБ "Прогресс" (Самара). Получается три конкурирующих предприятия, но каждое - со своей специализацией.
В конце этого года на космодроме "Плесецк" должен состояться первый старт ракеты легкого класса "Союз 2.1B". Сейчас вовсю идут испытания. Как говорят, на новую ракету уже выстроилась очередь из потенциальных заказчиков - более десяти только коммерческих. Опасались, что она будет конкурировать с легкой "Ангарой", но поток желающих такой, что эти ракеты будут дополнять друг друга.