Однако разовых массовых списаний долгов быть не может, предупреждают эксперты "РГ". Гражданам, говорят они, надо настраиваться на цивилизованное решение своих проблем с банками в индивидуальном порядке.
Поводом к обращению Роспотребнадзора послужила информация о том, что ряд банков требуют от жителей региона погашения задолженности или уплаты штрафных санкций по неисполненным обязательствам. Эту информацию поручено проверить управлению Роспотребнадзора по Краснодарскому краю. "Такого рода требования по отношению к людям, объективно нуждающимся в первую очередь в моральной поддержке и психологической реабилитации, не только циничны сами по себе, но и с юридической точки зрения выглядят несостоятельными", - считают в Роспотребнадзоре. "Кроме того, со стороны кредитных организаций в такой момент было бы не лишним, а вполне уместным на основании положений статьи 415 Гражданского кодекса Российской Федерации объявить о прощении долга всем заемщикам, пострадавшим в результате наводнения в Крымске", - предлагают в ведомстве.
Эту инициативу можно понять чисто по-человечески, говорит вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. "Но банковским законодательством и нормативами Центробанка предусмотрено ограниченное количество случаев, когда банк сам может списать всю сумму долга, - продолжает он. - Это либо процедура банкротства юридического лица, либо многолетняя задолженность гражданина, когда по решению суда выписан исполнительный лист, но пристав не смог ничего взыскать. Иначе банк действовать не вправе". Это, впрочем, не означает, что у пострадавших нет шанса облегчить долговое бремя. Практически все кредитные договоры и нормы Гражданского кодекса позволяют сторонам пересмотреть права и обязанности по договорам, говорит Иванов. Банки могут принять решение о реструктуризации, частичном или даже полном списании долга. Однако это должны быть индивидуальные решения по итогам взаимодействия банка и заемщика. Они принимаются после того, как будет определено, какой совокупный ущерб нанесен имуществу должника. Но сначала гражданину следует обратиться в банк, ведь там не осведомлены о личных обстоятельствах заемщика.
"Человек может лично зайти в банк, а еще лучше - отправить туда заказное письмо с заявлением, где сообщается, что он пострадал от наводнения и поэтому не может погашать кредит, - советует Иванов. - Неплохо в заявлении обозначить и время, когда заемщик готов обсудить с банком дальнейшую ситуацию". Если же банкиры окажутся скаредными и возникнут разбирательства в суде, полученный на почте корешок станет доказательством того, что человек является добросовестным заемщиком и не пытался уклониться от выплаты долга. При этом в более выгодном положении оказываются граждане, чьи кредиты были застрахованы. Если утрачен предмет залога, весь ущерб выплатит страховая компания, говорит Иванов.
Что касается статьи 415 Гражданского кодекса, то она предусматривает прощение долга только по соглашению кредитора и заемщика. То есть оптом и своим решением банк этого сделать не может.