Не правда ли было бы очень удобно, если б спеша на встречу, можно было бы сесть на первый попавшийся свободный велосипед и быстро добраться куда нужно? Или не стоять в пробке в душном автобусе, а так же выйти и доехать с ветерком? Что ж, идеи "общественного велосипеда", которые уже получили распространение во многих зарубежных странах, наконец, добрались и до России.
Велосипед сегодня - одно из самых популярных "здоровых" средств передвижения по городу. В последние годы городские власти активно агитируют многочисленных автомобилистов "пересесть" на двухколесный транспорт. Впрочем, как показывают различные опросы, горожане, в особенности москвичи, совсем не против такого расклада и даже "за". Исследование, проведенное порталом SuperJob, показало, что многие с большим энтузиазмом восприняли новость о том, что в столице будут проложены велосипедные дорожки. Причем охотнее всех на велосипеды готовы пересесть горожане среднего возраста. Проблема, видимо, заключается в том, что с осуществлением плана никто не спешит - велосипедистам ездить в городе по прежнему очень опасно и неудобно.
Но общественность активно взялась за оздоровление горожан - сегодня проходит множество различных флешмобов на велосипедах, фестивалей, "велодней" и "велоночей" и прочих "веломероприятий".
Один из самых интересных сегодняшних проектов - это "Free bike". Совсем скоро в Петербурге появятся бесплатные общественные велосипеды, которыми сможет воспользоваться любой желающий. Эту систему запускают мастерская "Скатпрокат" вместе с креативной группой "Идея" и журналом TimeOut.
Суть проекта в том, что жители приносят ненужные старые велосипеды в магазин "Скатпрокат" на Гончарной улице (это в центре города, недалеко от Московского вокзала). В мастерской велосипеды отремонтируют и перекрасят, а далее - выставят на улицы северной столицы. Каждый, кто увидит на улице белый велосипед, сможет взять его и доехать до нужного места. Оставить двухколесный транспорт дожидаться следующего "клиента" можно где угодно - главное не уносить его домой и не прятать. Велосипеды никак не будут отслеживаться, вся надежда на честность. "Остается полагаться только на сознательность граждан и на то, что наберется критическая масса людей, которые понимают, что если это белый велосипед, не нужно его красть. Мы сделаем всё, чтобы велосипеды были узнаваемы и их стыдно было бы продавать", говорят инициаторы проекта. Уже к началу сентября около 50 велосипедов будут выставлены для общественного пользования.
Надо сказать, что за рубежом эта система не нова. Петербуржцы были вдохновлены проектом с бесплатными велосипедами, который появился еще в 1960-х годах Амстердаме - городе, который сейчас стал велосипедной столицей Европы.
Сегодня во многих городах есть подобные программы коммерческого велообмена. Например, в Нью-Йорке она называется "Социальный велосипед" (Social Bicycle System), и запущена пока в тестовом режиме в некоторых районах. Десятки велосипедов, раскиданных по городу, оснащены интеллектуальной системой распознавания и контроля с модулями GPS. Обладатели аппаратов iPhone, а также смартфонов с операционной системой Android, могут установить специальную программу, и, путешествуя по городу, находить по GPS место, где можно найти свободный велосипед и зарезервировать его. После резервирования нужно дойти до места нахождения велосипеда в течение 15 минут. При помощи специальной клавиатуры, установленной на багажнике байка нужно ввести PIN-код, после чего двухколёсный друг будет разблокирован. Оставить велосипед можно на любой специальной стоянке, а деньги за прокат автоматически спишутся со счета.
Парижская система велообмена Velib является одной из крупнейших в мире. Она предоставляет 20 000 велосипедов, которые находятся в 1 202 пунктах, установленных в городе через каждые 300 метров. Чтобы взять транспорт напрокат, нужно всего лишь зарегистрироваться по кредитной карте или проездному, а оставить его можно на первой встречной парковке. Первые полчаса парижане катаются бесплатно, а каждые последующие стоят от 1 до 4 евро.
В Румынии программа бесплатного проката велосипедов организована ассоциацией "Зеленая революция" совместно с одним крупным банком и Министерством охраны окружающей среды и лесного хозяйства. Она запущена в Бухаресте и четырех других крупных городах. В общей сложности на точках бесплатного велообмена в наличии 1100 велосипедов.
Собственно, в России бесплатная аренда пока не получила своего широкого распространения. Стоимость велосипеда в Москве, например, колеблется от 120 рублей в час и выше. Правда, в Сокольническом парке этим летом начал работать бесплатный велопрокат. Все что нужно - это оставить в залог любой документ, удостоверяющий личность. Правда, кататься вам придется только на территории парка. Акция продлится до 30 сентября.
В общем и целом, велосипед остается одним из популярных вариантов досуга - в парках и "зеленых" зонах можно встретить много велосипедистов. Но говорить о том, что он в скором времени станет в значительной степени актуален для "деловых" людей, которые, например, захотят доехать до места работы на двухколесном транспорте, пока не приходится. Не смотря на всю сегодняшнюю агитацию этого средства передвижения, в российских городах власти еще не готовы предоставить людям условия для передвижения: велодороги и специальные парковки остаются экзотикой, а любители путешествовать на велосипедах едут за этим видом активного отдыха в Европу или в Азию.