В Перми сдача работников в аренду признана незаконной

Пермский краевой суд признал незаконным прием сотрудников на работу без оформления трудового договора, хотя такая практика получила широкое распространение. По мнению юристов, подобное решение суда является беспрецедентным.

Нетрудовые отношения

Осенью прошлого года 19-летняя Вероника Абдалова разместила в Интернете объявление о поиске работы. Вскоре ей позвонили из пермского кадрового агентства и предложили помощь в трудоустройстве.

В ходе разговора выяснилось, что работать Вероника будет не по трудовому контракту, а в соответствии с договором возмездного оказания услуг. Не разбирающаяся в тонкостях закона, девушка, уяснив, что деньги она будет получать регулярно, согласилась. Но, как позже выяснилось, к Абдаловой кадровое агентство применило принцип так называемого "заемного труда". В последние годы он стал очень популярен в России, поскольку чрезвычайно выгоден владельцам предприятий.

Без гарантий

По заявке предприятий кадровое агентство находит подходящих кандидатов на вакантные должности. С ним же заключается гражданский договор об оказании необходимых услуг. В случае с Абдаловой ООО "Хенкель-Рус" требовались приемо-сдатчики для работы на складе. Но трудовой контракт при этом составлен не был. Кадровики как бы сдали девушку в аренду. Вероника получила спецодежду и даже талоны на молоко, начала трудиться, но официально работником предприятия не считалась.

Заработок девушки "Хенкель-Рус" перечислял в агентство и при этом формально считалось, что оплачиваются некие "услуги" Абдаловой, а не ее труд. Вероника получала деньги наличными у кадровиков.

При этом, согласно составленным документам, трудовые отношения между девушкой и "Хенкель-Рус" фактически скрывались. Также она не могла претендовать ни на какие социальные гарантии. В договоре, подписанном ею, так и значилось: кадровое агентство "не отвечает за социальное страхование". А пункт 5.3 этого документа и вовсе гласит, что Абдалова "сама несет ответственность за свою безопасность".

На свой страх

Схема использования "заемного труда" предполагает передачу "напрокат" работников, необходимых предприятию по договору возмездного оказания услуг. И это выгодно всем, кроме самого работника. Агентство получает деньги от фирмы за подбор кадров, а предприятие тратит на сотрудника гораздо меньше денег, чем в случае заключения с ним трудового договора.

Преимущества "заемного труда" для работодателя налицо. Нанятому таким образом работнику не надо выплачивать различные надбавки и премии, не надо тратиться на социальную страховку. А если он вдруг покалечится, то сам будет во всем виноват. Даже инструктажи по технике безопасности с ним проводить не обязательно.

Контролирующие органы, обязанные следить за соблюдением трудовых прав граждан, в эти ситуации не вмешиваются. Как сообщили "РГ" в государственной инспекции труда в Пермском крае, согласно части восьмой статьи 11 Трудового Кодекса РФ, "трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера".

В положении

В ноябре 2011 года Вероника Абдалова принесла на предприятие справку о своей беременности. Девушка знала, что в России есть гарантии для будущих мам, им положены различные льготы. Но, поскольку в "Хенкель-Рус" она официально работником не являлась, Веронике сообщили, что в ее услугах больше не нуждаются и распрощались.

- Как узнали, что я беременная, сразу уволили, - говорит Абдалова. - До этого я подавала заявление, чтобы мне оформили трудовую книжку, а его просто изорвали. Как будто я не работала совсем на "Хенкель-Рус".

В результате Вероника оказалась в сложнейшей жизненной ситуации: ее мужа забрали в армию, и она осталась практически без средств к существованию.

Она обратилась в суд, надеясь, что решение вынесут в ее пользу. Но Кировский районный суд Перми отказал в удовлетворении иска, в котором Абдалова просила заставить "Хенкель-Рус" заключить с ней трудовой договор, издать приказ о приеме на работу, внести запись в трудовую книжку, восстановить на работе и взыскать деньги за моральный вред.

Судья Ольга Селиверстова не нашла никаких обстоятельств, подтверждающих наличие трудовых отношений между Вероникой Абдаловой и ООО "Хенкель-Рус".

Последняя инстанция

Девушка обратилась с жалобой в Пермский краевой суд. Судебная коллегия по гражданским делам внимательно изучила материалы дела и пришла к выводу, что права у работницы все-таки были нарушены. Согласно части второй статьи 67 Трудового Кодекса РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

В своем решении краевой суд указал, что Вероника Абдалова "в интересах ООО "Хенкель Рус" занималась деятельностью, которая соответствует описанию трудовых обязанностей приемосдатчика. Установлено, что ответчик нуждался в работнике, на которого мог возложить исполнение указанных трудовых обязанностей. При этом по характеру деятельности предприятия данная работа носила постоянный характер". Также коллегия установила, что существовавшие отношения не могут быть признаны гражданско-правовыми, поскольку характер работы Абдаловой полностью соответствовал нормальным трудовым отношениям.

В апелляционном определении указано, что "ООО "Хенкель Рус", как лицо заинтересованное в выполнении истцом определенной трудовой функции, которая по своему характеру включена в постоянную производственную деятельность предприятия, обеспечило место работы и трудовую деятельность истца, оплатило ее деятельность посредством полного возмещения затрат ООО "Анкор-Кадровые ресурсы", контролировало время работы и качество ее выполнения и являлось работодателем по отношению к истцу".

Из чего Пермский краевой суд сделал вывод: "При данных обстоятельствах ответчик является стороной фактических трудовых правоотношений, в связи с чем договор истца с кадровым агентством не подлежит применению. Коллегия считает, что данный договор не порождает у подписавших его лиц правовых отношений, поскольку прикрывает фактические трудовые отношения истца и ответчика".

В результате решение Кировского районного суда отменено. ООО "Хенкель-Рус" сейчас обязано заключить письменный трудовой договор с Вероникой Абдаловой, издать приказ о приеме на работу и внести соответствующую запись в трудовую книжку. Кроме того, предприятие должно восстановить девушку на работе и выплатить ей деньги за вынужденный прогул и еще 10 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

- Решение, правда, они не собираются выполнять, - говорит Абдалова. - Мне все время отвечают, чтобы я приходила или звонила завтра, и так уже полгода. Но я надеюсь, что все равно получу компенсацию.

"Заемный труд" вне закона

Российские законодатели уже давно пытаются запретить "заемный труд". В Государственной думе РФ с прошлого года находится соответствующий проект закона. Основной вред "заемного труда" в том, что при его использовании работники остаются абсолютно незащищенными перед произволом работодателей.

У кадровых агентств, получающих деньги от сдачи работников в аренду, свои аргументы. В одном из пермских агентств, предоставляющих специалистов "напрокат", заявили, что запрещение "заемного труда" приведет к росту безработицы и сокращению рабочих мест. Самым важным доказательством своей правоты они считают то, что запрещение "заемного труда" неизбежно приведет к утере международного имиджа России.

Решение Пермского краевого суда по делу Вероники Абдаловой, вступившее в законную силу, дает надежду на то, что "заемный труд" все же канет в Лету и уступит место более цивилизованным формам привлечения рабочей силы.

комментарии

Комарова Наталья, директор кадрового агентства:

- Заемный труд, или аутсорсинг персонала, достаточно распространенная форма трудо-устройства в Пермском крае. Он выгоден как кадровым агентствам, поскольку приносит неплохой доход, так и некоторым работодателям, которые сокращают издержки на персонал и снимают с себя ответственность за взаимодействие с сотрудниками в рамках трудового законодательства. Но на сегодняшний день взаимоотношения работодатель - аутсорсинговая компания - работник практически не регулируются на законодательном уровне. На мой взгляд, некоторые профессии нельзя отдавать на аутсорсинг. Например, те, что связаны с риском для жизни или здоровья людей. Если, допустим, монтажник-высотник или рабочий на производстве, работающий на аутсорсинге, получит травмы, кто станет оплачивать лечение и нести прочие расходы? Случаи такие есть, и в настоящее время многие из них разбираются в судебном порядке. Поэтому необходимо составить перечень специальностей, которые нельзя использовать в форме "заемного труда". И включить в них те, которые связаны с опасностью для жизни и здоровья сотрудников.

Сергей Трутнев, юрист Пермского регионального правозащитного центра:

- Можно сказать, что впервые в России суд дал правовую оценку существующей схеме "заемного труда". Конечно, одно решение не изменит эту систему. Но лично я расцениваю это как первый шаг на пути создания единообразного подхода к разрешению подобных ситуаций. До этого не существовало никаких способов эффективной защиты граждан, попавших в категорию "заемных работников". Сейчас, как я надеюсь, их права будут защищены лучше. Критерием оценки должно стать наличие признаков не гражданско-правовых, а трудовых отношений, закрепленных в российском Трудовом кодексе.

Прокуратура Пермского края, г. Пермь, ул. Луначарского, 60, тел. (342) 212-83-00, prokuror.perm.ru

Государственная инспекция труда в Пермском крае, Пермь, ул. Советская, 39, тел. (342) 212-52-23, git59.rostrud.ru