19.07.2012 07:41
    Поделиться

    Эксперт: У Приангарья нет собственной стратегии развития региона

    Бурятия и Забайкальский край попадут под юрисдикцию министерства по развитию Дальнего Востока. При этом Иркутская область, также включенная в Байкальский регион, осталась неохваченной вниманием нового ведомства и при этом оказалась, по сути, на периферии Сибири.

    Чем может обернуться такое двусмысленное положение Приангарья, попытались спрогнозировать местные эксперты.

    Министр по развитию Дальнего Востока и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев заявил, что инициатива Бурятии и Забайкалья о вхождении в зону ответственности "регионального" министерства одобрена премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым и сибирским полпредом Виктором Толоконским. Инициатива же была порождена опасением властей упомянутых регионов - "выпасть" из стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года и разрабатываемой в ее рамках государственной программы. Поскольку координировать реализацию стратегии и программы должно новое министерство, а ему до сих пор подчинялись только регионы ДФО. При этом оба субъекта административно остаются в составе СФО.

    Однако Иркутская область, также относящаяся к Байкальскому макрорегиону, под юрисдикцию министерства по развитию Дальнего Востока не перешла. Правда, на днях правительство Приангарья направило в министерство регионального развития РФ свои предложения для включения в федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья". Сложившуюся ситуацию эксперты оценивают по-разному.

    Декан Сибирско-Американского факультета Байкальской международной бизнес-школы ИГУ доктор экономических наук Надежда Грошева считает: печально не то, что Иркутская область не попала в федеральную "обойму", а то, что у региона нет собственной стратегии развития в этой ситуации.

    - Нельзя сказать, будто область много потеряла, не попав под крыло министерства по развитию Дальнего Востока. Полномочия нового министерства достаточно ограниченные, и ожидать, будто на регионы под его началом прольется золотой дождь, не стоит, - отмечает она. - Но, не попав в федеральный "мейнстрим", мы не разработали и пока не разрабатываем собственную стратегию развития. Тот документ, который есть в регионе сегодня (насколько я знаю, он имеет статус концепции, а не стратегии), - абсолютно формален и принимался скорее для того, чтобы Иркутская область могла получать какие-то средства по целевым федеральным программам, для соблюдения формальных условий. Кроме того, он разрабатывался фактически в закрытом режиме. И даже те специалисты, которые входили в состав рабочей группы, которая якобы должна была заниматься разработкой этого документа, далеко не все видели конечный продукт и знают, о чем идет речь. Что же говорить о широких слоях бизнеса и экономически активных гражданах? Надо сконцентрироваться на разработке собственных программ развития.

    Заведующая отделом региональных экономических и социальных проблем Иркутского научного центра СО РАН доктор гео-графических наук Наталья Сысоева полагает: в том, что Приангарье не попало в одну обойму с Читой и Бурятией, нет поводов ни для пессимизма, ни для оптимизма.

    - По большому счету, объединение Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края в Байкальский макрорегион было во многом искусственным. И это не стало благом для Приангарья. Иркутская область всегда была в составе Ангаро-Енисейского экономического макрорегиона.

    У нас с забайкальскими территориями разные экономики. Мы пользуемся дешевыми гидроресурсами, а Бурятия и Чита - дорогим углем. И хотя сейчас вроде бы единый рынок энергии, в том же Забайкалье - драконовские тарифы, делающие невозможным серьезное экономическое развитие. Прежде чем инвестировать в эту территорию, надо решить проблему тарифов, - считает Сысоева. - Понятно, что и Бурятия, и Забайкальский край инициировали свой переход под министерство развития Дальнего Востока в расчете на инвестиции. Но будет ли денег больше? Будут ли эти два региона в приоритете? Скорее всего, и там они останутся на периферии, потому что район в общем-то проблемный. Что касается Иркутской области, то мне больше нравится присутствие ее в составе Восточной Сибири, потому что, как минимум, у нас будет прямой выход на прочие министерства.

    Заведующий кафедрой конституционного права Юридического института ИГУ профессор права Сергей Шишкин, напротив, опасается, что Иркутская область рискует "сесть между стульев", потеряться в этой ситуации. Поэтому региону следует в любом случае - будет он включен впоследствии в юрисдикцию нового министерства или нет - активно налаживать бюрократические связи с двумя центрами сразу - с Новосибирском, к которому Приангарье тяготеет административно, и с Хабаровском, потому что на востоке сконцентрированы его экономические интересы.

    - Вообще экономически Иркутская область больше привязана к восточному направлению - это давние торговые связи с Монголией, это нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан", это возможные трансбайкальские туристические проекты, совместные с Бурятией. Кроме того, в СФО роли регионов уже расписаны, здесь центрами тяготения являются Новосибирск и Красноярск. Иркутск - далеко не на первых местах, а сейчас и вовсе остался на периферии "силового поля" в силу различных причин, в том числе и из-за губернаторской чехарды в последние несколько лет. Мы видим, что по уровню жизни, по росту преступности проигрываем другим регионам, что наш Байкальский экономический форум превратился в некое выставочное мероприятие без конкретных практических последствий.

    В рамках новой дальневосточной конгломерации субъектов мы вполне можем побороться за приличное положение, инвестиции, государственную поддержку. Поэтому желательно, конечно, чтобы Иркутск перешел под юрисдикцию Хабаровска. Но пока по факту мы в эту конструкцию не вписались. Хотя, насколько я знаю, есть намерения ситуацию исправить. Если же это не получится, то Иркутской области придется стать тем ласковым теленком, который двух маток сосет, и прилагать удвоенные усилия для лоббирования своих интересов и на востоке, и на западе.

    Поделиться