Обратимся к статистике переправы, сравнив нынешний июнь с прошлогодним. Грузовиков перевезено вчетверо больше, пассажиров - почти вдвое, легковушек - на треть. В сводных цифрах окружной дирекции транспорта поток июня выглядит внушительно: тяжелых машин, спецтехники - 14 тысяч, легких авто - 58 тысяч и почти 68 тысяч пассажиров. Между берегами снуют шесть паромов примерно с 20-минутным интервалом, но их уже недостаточно. В очереди приходится выстаивать порой не один час.
Другой ямальский город, не имеющий круглогодичного сухопутного сообщения с Большой землей, - Надым. Рядом с ним протекает одноименная река, и через нее мост пока не переброшен. Зато есть понтонная переправа. По ней также резко возросла интенсивность движения, особенно грузового транспорта - в среднем за сутки фиксируется свыше трех тысяч единиц.
Увеличение нагрузки на переправы объясняется масштабом дорожных работ. Основные силы и средства направлены на строительство 330-километровой автострады Салехард - Надым. Десятки лет люди здесь ездили по зимнику. А по нему, случись оттепель, не проехать даже в январе. Открыть постоянное движение по капитальной трассе, согласно первоначальным замыслам правительства автономии, планировалось в 2015 году. Теперь не исключается и 2014-й - увеличение финансирования позволило ускорить темпы. В текущем году намечается уложить 130 километров земляного полотна, 60 - щебеночного, свыше 50 - асфальтобетонного. Потребности в асфальтовых смесях закрыл недавно построенный в окрестностях Салехарда завод с германским оборудованием.
В прошлом десятилетии в строительство и реконструкцию дорог и мостов в ЯНАО ежегодно вкладывали около миллиарда бюджетных рублей. В 2011-м дошли уже до 16 миллиардов, почти в 3,5 раза превысив объемы сделанного в предыдущем году. Сейчас форсируются ремонт и модернизация участков действующего шоссе от границы Ханты-Мансийского АО в направлении Надыма, а также строительство близ последнего речного совмещенного моста (первые сваи забили прошлой осенью). Он обойдется в 14,5 миллиарда рублей, пуск в эксплуатацию ожидается в декабре 2014-го. После этого жители административного центра и западных районов округа смогут наконец-то беспрепятственно, вне зависимости от сезона и погоды, выезжать на меридиональный северный тракт, соединяющий Салехард с Сургутом, Тюменью, Омском, Екатеринбургом, Казахстаном. По оценкам экономистов, пуск приполярной автодороги позволит снизить затраты на доставку грузов минимум на 20 процентов. И это не единственная выгода.
- Социальные обязательства округа велики: нужны новые детсады, школы, больницы, фактории. Мы их энергично строим. Вместе с тем продолжать откладывать реализацию жизненно необходимых для региона инфраструктурных проектов - значит тормозить его развитие, соглашаться на огромные издержки, - резонно рассуждает губернатор Дмитрий Кобылкин.
В будущей транспортной схеме до сих пор "прорисован пунктиром" мост через Обь, который свяжет восточную часть округа с городом Лабытнанги, Приуральским районом, Северной железной дорогой, газпромовской одноколейкой на полуострове Ямал. В отличие от надымского моста, финансируемого из казны, салехардский должен быть выстроен преимущественно на средства инвесторов. Их список давно оглашен, подписано соглашение с европейским кредитором. Сроки окупаемости зависят от объемов транспортировки углеводородов по еще не существующей железнодорожной ветке Салехард - Надым - Пангоды. Это недостающее соединительное звено между Северной и Свердловской железными дорогами, Транссибом. Последнюю официальную информацию, подтверждающую старт прокладки магистрали в текущем году и ее завершение в 2016-м, распространила в марте Корпорация развития. По поводу же мостового перехода через Обь сведения противоречивые.
Напомню, что сначала был спроектирован двухуровневый мост с широким шоссейным пролетом. Камнем преткновения стала непомерно высокая по мировым меркам стоимость сооружения - почти два миллиарда долларов. Проектировщики удешевили мост на 40 процентов, предложив облегченный одноуровневый вариант. Его-то и утвердили - в ущерб автомобильному сообщению. Похоже, машины будут перемещаться по единственной полосе - попеременно, по сигналу реверсивного светофора. И все-таки это лучше, чем баржа.
Вместе с тем власти дают понять: паромам служить еще долго. А для пеших северян и туристов альтернативой может стать канатная дорога. В межсезонье она вообще незаменима. Вместительная комфортабельная кабина за считанные минуты пронесет вас над обскими водами, на берегу же путешественников подберет автобус. Строительство "канатки", утверждают эксперты, обойдется относительно недорого. Правда, мировая практика не знает опыта эксплуатации подвесного транспорта в таких широтах. Тем не менее для правительства округа это не прожект, а "серьезный проект, находящийся в стадии разработки". Ожидается, что во второй половине года его представят на суд общественности.
Владимир Владимиров,
первый заместитель губернатора ЯНАО:
- По строительству моста через Обь остались спорные моменты экономического и технологического характера, касающиеся, в частности, сроков окупаемости, ограничения пропускной способности существующих железнодорожных линий. В самое ближайшее время по поручению президента соберем представителей всех заинтересованных компаний. Договоримся.