18.07.2012 23:43
    Поделиться

    Эксперты: Для развития туризма на Урале не хватает грамотного продвижения

    В Шалинском районе завтра стартует туристский фестиваль "Чусовая России". Чтобы добиться присвоения ему межрегионального статуса, организаторам понадобилось десять лет. За это время не только сам праздник приобрел размах, но и в целом туризм из культурно-досуговой сферы перекочевал в бизнес.

    Иллюстрацией могут служить административные подвижки в Свердловской области. До 2010 года за туризм отвечало региональное министерство физкультуры и спорта, и в общем плане эта сфера воспринималась как практически беззатратный, так называемый экологический, не без экстрима, вид отдыха - у костерка в палатке без удобств. Подчинение спортивному министерству сохраняется в Челябинской и Курганской областях, где культивируют активные и приключенческие виды туризма: горнолыжный (только на Южном Урале 15 горнолыжных комплексов), водный и горный, охоту и рыбалку. Тем не менее эксперт канадской Ассоциации экономического содействия Брэд Атчинсон посчитал, что "Южный Урал недружелюбен и малоизвестен". Но власти обещают, что туризм вот-вот "выйдет на новый уровень".

    Тем временем в Свердловской области при очередном формировании кабинета министров это направление перекинули в сферу ответственности минкультуры. Идеологически это означало, что Средний Урал, помимо "сказочной тайги", богат и культурными ценностями.

    - Сочетание культуры и туризма - это самое естественное сочетание, которое может быть, - отмечает министр культуры РФ Владимир Мединский. - Каждый объект культуры должен быть встроен в систему туристической деятельности.

    Составление перечня потенциально притягательных для туристов объектов, оформление их в качестве "приманок" собрали в целевую областную программу развития туризма, направленную на повышение качества туристских услуг, формирование и продвижение достойного турпродукта и инфраструктуры. Специалисты министерства разработали ряд проектов, в том числе и фестиваль "Чусовая России". На пять лет, начиная с 2011-го, программой предусмотрены ассигнования в 23,394 миллиарда рублей, из которых 92,4 процента - привлеченные средства. Разработанная на аналогичный период такая же программа Челябинской области подразумевает объем финансирования почти вдвое меньший - 13,209 миллиарда, из которых 12 миллиардов - средства частных инвесторов. Но пока бурной инвестиционной активности в этой сфере не наблюдается.

    Месяц назад структура органов свердловской власти снова изменилась - на сей раз за туризм поручено отвечать министерству экономики. Возможно, цель передачи - ревностное соблюдение финансовой дисциплины, ведь с 2013 года Свердловская область включена в федеральную целевую программу развития туризма. Кстати, в тюменском правительстве туризм также находится в ведении департамента инвестполитики, и неспроста.

    - Туризм - это бизнес, - утверждает директор департамента Вадим Шумков. Причем бизнес социально ориентированный: он способствует решению вопросов занятости, развитию малого предпринимательства и привлечению инвестиций.

    Тем не менее в итоговый рейтинг минувшего года, составленный по опросам крупнейших туроператоров, среди наиболее популярных туристических регионов России ни один из субъектов УрФО не значится. Доля туристов, посетивших наши регионы, составляет 5,5 процента от общероссийского потока - около 400 тысяч человек ежегодно. Одним из сдерживающих факторов развития въездного туризма на Урале, по мнению экспертов, является пока неважное продвижение внутреннего продукта.

    Прямая речь

    Алексей Бадаев, министр культуры Свердловской области

    — Внутренний и въездной туризм в нашем регионе начинает активное развитие, что должно повлечь за собой рост экономики муниципалитетов и улучшение качества жизни во многих городах и поселках Свердловской области. Но для этого нужно, чтобы каждый житель Среднего Урала по мере возможности внес свой вклад в развитие туристической отрасли и стал патриотом своей малой родины.

    Поделиться