Белорусские стройотряды работают на российских объектах

Каждое лето белорусские студенческие отряды пополняются новобранцами. И география их трудовых дел не ограничивается пределами Беларуси.

В прошлом году 600 белорусских студентов провели свой летний трудовой семестр в России. В этом - минимум 750 человек уже заключили договора с российскими оздоровительными лагерями, строительными и сельскохозяйственными предприятиями. Вкусить студотрядовской романтики стремятся даже студенты престижных экономических и юридических факультетов. Впрочем, романтика дополняется и приличным денежным интересом - за месяц можно заработать от 5 до 22 тысяч российских рублей.

Студентка Белорусского госуниверситета транспорта Анастасия Домненко из Гомеля это лето начала в должности спортивного инструктора в санатории "Белая Русь" в Туапсе. Чтобы попасть в студенческий отряд, не спала две недели: досрочно сдавала сессию. Девушка поделилась с корреспондентом "СОЮЗа" тонкостями работы:

- В мои обязанности входило организовать купание детей. Проводила инструктаж и наблюдала, чтобы никто не заплывал за буйки. Сама, естественно, окунуться могла только в нерабочее время. За месяц заработала 5 тысяч российских рублей - окупила билеты на дорогу туда и обратно (проживание и питание было за счет принимающей стороны). Зато целый месяц на море!

Сейчас Настя вернулась в Гомель, чтобы пройти трудовую практику: будущему эксперту по оценке собственности педагогический опыт в зачет не идет.

То ли дело - студенты стройфака Белгосуниверситета транспорта. Уже третье лето они строят железную дорогу Нарын - Лугокан и опыт по специальности получают, и приличную зарплату. Причем руководит ими от принимающей стороны выпускник Белорусского университета транспорта, в студенческие годы возводил БАМ.

Александр Герасимов из Бегомля, выпускник Полоцкого госуниверситета, два лета подряд ездил на Ямал строить автодороги к поселкам буровиков. В этом году Саша получил диплом инженера-технолога и распределение на работу:

- Помню, добирались мы пять суток на поезде, вертолетах. А когда приступили-таки к работе, было уже не до романтики: вечная мерзлота, дожди, ветры, погода буквально по три раз за день менялась. Жили в "Кедрах", мобильных домиках, работали вахтовым методом, вставали в пять утра - и по рабочим местам. Поблажек нам не делали, да и отдыхать особо некогда было, да и негде. Вокруг - ни магазинов, ни ресторанов. После работы - в баню, спортом позанимался и спать. По воскресеньям две банки сгущёнки давали. Зато заработок приличный, особенно для студента! Некоторые потом себе даже машины покупали. Я свои первые 50 тысяч российских рублей сразу потратил - на компьютер, телефон, принтер и прочую электронику, за учебу заплатил. Второй раз уже экономил, решил на взрослую жизнь отложить, зарплаты ведь у начинающих специалистов небольшие...

Нынче на Ямал выехали три вузовских стройотряда из Беларуси. Интерес у студентов к этой масштабной стройке с каждым годом растет, замечает командир Республиканского штаба студотрядов БРСМ Надежда Шаховская. И поясняет:

- Некоторые возвращаются из стройотряда и тут же записываются на следующий год. Как правило, эти ребята и в учебе такие же энтузиасты. Ведь в стройотряд зачисляют только студентов, не имеющих академических задолженностей...

С прошлого года студенты открыли еще два новых направления для приложения своих сил - это строительство совмещенной дороги (железнодорожного полотна и автодороги) в Сочи и работа проводниками на южном направлении Российской железной дороги. Летом организуются дополнительные рейсы, поэтому вакансий на железнодорожном транспорте много. Нужно лишь пройти специальное обучение и медкомиссию. Студентам предоставляют общежитие в Москве, где они коротают время между рейсами. Зарплата - 23,1 тысячи российских рублей за 550 отработанных часов. Сейчас 200 белорусских студентов сопровождают пассажиров по железным дорогам между Москвой и Брестом, Адлером, Новым Уренгоем, Питером, Нижним Новгородом...