Дополнительно оснащать судна добросовестным перевозчикам не придется, потому в минтрансе считают, что на цену билетов введение новых порядков не повлияет.
Перед каникулами Госдума приняла закон, который изменил подходы к обеспечению безопасности судоходства на речном пассажирском транспорте. Во всех речных портах России появятся персонально ответственные инспекторы, которые будут контролировать капитанов прогулочных теплоходов и их владельцев.
Об этом "РГ" рассказал директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Константин Пальников.
До сих пор наличие на борту спасательных жилетов, шлюпок, исправности всех агрегатов проверяли только один раз перед началом навигации. И недобросовестный бизнес пользовался таким либеральным к себе отношением и с одного судна на другое перед проверкой собирал все необходимое оборудование, чтобы не тратиться на покупку нескольких "наборов", обязательных для безопасности. Теперь с началом действия закона, который может вступить в силу уже в августе, такой "номер" не пройдет.
С проверкой на соблюдения мер безопасности капитаны администраций бассейнов внутренних водных путей смогут нагрянуть на речное судно в любой момент и если обнаружили нарушения, то компания просто лишится лицензии на перевозку пассажиров. И договориться, чтобы "закрыли глаза", не удастся, так как с проверкой могут прийти на всем пути следования судна. Причем те, кто уже имел раньше проблемы с безопасностью, будут на особом контроле, и сведения об этом занесут в специальную базу данных. Где также укажут и возраст судна, и его техническое состояние.
Такая система государственного портового контроля, при которой суда, в зависимости от оценки риска нарушения обязательных требований, будут проверяться капитаном бассейна внутренних водных путей и его службой, вводится впервые. К судну, не исполняющему обязательные требования, будут применяться меры административного характера вплоть до задержания (запрета дальнейшей эксплуатации) до устранения выявленных нарушений, отметил недавно и замминистра транспорта Виктор Олерский.
По аналогии с хорошо известным морским судовладельцам Международным кодексом по управлению безопасностью введена система управления безопасностью судов на внутренних водных путях. Этот комплекс мер показал свою эффективность на море и теперь обязателен и на реке.
Каждая компания должна будет иметь в штатном расписании специалиста, ответственного за безопасность судов, разработать и внедрить как в компании, так и на судне систему управления безопасностью, объяснил Олерский. Система будет включать и порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций, порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания, квалификационные требования к экипажу и др.
Внесены поправки и в правила плавания судов по внутренним водным путям, правила движения и стоянки судов, правила пропуска через шлюзы внутренних водных путей, правила диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях.
Еще одним важным нововведением является запрещение субаренды судов без экипажа, подчеркнул Олерский. Это позволит перекрыть путь фирмам-однодневкам на реку, то есть у них не будет возможности брать судно для перевозки пассажиров и опасных грузов без всяких обязательств по соблюдению норм безопасности. Договоры аренды судна без экипажа в обязательном порядке будут регистрироваться в реестре судов. А капитаны судов дополнительно к диплому должны будут пройти аттестацию в Росморречфлоте.
Чтобы дать еще больше гарантий безопасности, для пассажиров законом предусматривается введение страхования ответственности судовладельца за причинение вреда другим судам, инфраструктуре внутреннего водного транспорта.
Эксплуатация судна будет возможна только в том случае, если судовладелец также застрахует свою ответственность за вред, причиненный имуществу физических или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктуре речного, морского порта и инфраструктуре внутренних водных путей.
Исключение сделано для маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, а также для сухогрузных несамоходных барж, пояснил Олерский. Судовладельцы, застраховавшие риски, получают возможность ограничить свою ответственность по аналогии с международной конвенцией об ограничении ответственности по морским требованиям. Этому посвящена отдельная статья в Кодексе внутреннего водного транспорта, введенная новым законом.
Им надо будет учесть, что изменятся и штрафы. Действующие на данный момент штрафы несоизмеримо малы по сравнению с получаемыми доходами от перевозок пассажиров. Потому вводятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые увеличивают ответственность должностных лиц.
Так, штраф за нарушения ими правил увеличивается с 1,5 тысячи до 50 тысяч рублей. Увеличиваются штрафы для компаний при эксплуатации судов без лицензий или с нарушениями требований по перевозке пассажиров. Кстати, компания, оперирующая "Булгарией", перевозила пассажиров, не имея на то лицензии. За такое нарушение предусмотрен штраф для юридических лиц до 400 тысяч рублей.
Предлагаемые меры являются своеобразным фильтром для незаконопослушных судовладельцев, считает Олерский.
С появлением этого закона выстраивается четкая, понятная система управления безопасностью судоходства, надеюсь, она сыграет ключевую роль в обеспечении безопасной, устойчивой работы внутреннего водного транспорта.
А чтобы навести порядок и при использовании маломерных судов, с 25 мая действует понятие маломерного судна, чего раньше не было. Таковым теперь считается судно длиной не более 20 метров с количеством людей на нем не более 12. Для прогулочных и спортивных парусных судов, которые не зарабатывают деньги на перевозке пассажиров, упрощена госрегистрация. Для коммерческих судов, даже если они маломерные, обязательна классификация и освидетельствование. Это позволит обеспечить их безопасное техническое состояние.
Росморречфлот в 2012 году завершает установку береговых средств Автоматической идентификационной системы (АИС) в европейской части России. Пассажирские суда должны быть до конца 2013 года оснащены аппаратурой АИС. Что позволит мониторить движение на реке. Росморречфлот уже разрабатывает такую систему мониторинга и управления судоходством, в том числе с использованием возможностей ГЛОНАСС на сибирских реках.