Новости

20.07.2012 00:07
Рубрика: Культура

О "синих воротничках" замолвите слово

Бывает ли искусство пролетарским? Молодые художники заново ищут ответ на этот вопрос
Среди интересных выставок Международной московской биеннале молодого искусства, которые можно увидеть практически на всех модных площадках Москвы, в том числе Винзаводе, ПRОЕКТ _ FAБRIKA, дизайн-заводе ФЛАКОН, центре ARTPLAY, Центре Фотографии им. Братьев Люмьер, не говоря уж о музеях, особое внимание привлекает стратегический проект, сделанный Еленой Селиной (в Ермолаевском переулке и в ГЦСИ), и выставка молодого художника Арсения Жиляева в ГТГ на Крымском Валу (в рамках Параллельной программы).

Сближение это, на первый взгляд, выглядит натянутым. С одной стороны - масштабный зрелищный "Неокончательный анализ", избегающий расставлять точки над "i", но похожий на своего рода энциклопедию в жанре work in progress, систематизирующую приемы, темы, поиски молодых художников. С другой стороны - достаточно камерный проект Жиляева, одного из новых "левых", который апеллирует к традициям то ли ЛЕФа, то ли "Пролеткульта", то ли "производственного искусства". При этом Жиляев показывает вполне концептуальный проект, где соединены автопортреты-"самострелы" реальных юзеров, произведения вымышленных персонажей вроде железнодорожника Дондуренко, "советского инженера с непростой судьбой" Белоглазова или молотобойца и скульптора Степана Лугового... За персонажами кроется, конечно, сам художник. Жиляев продолжает традиции Кабакова, но концептуализирует не советский космос, а постсоветскую ситуацию, начиная от 1990-х (о них напоминают "коллажи" и полки в стиле поздней советской эпохи) и кончая ассамблеей на "ОккупайАбай". Соединение получается несколько эклектичным и выглядит амбивалентным. Так, реальные юзеры и участники лагеря "у Абая" превращаются в коллективного героя, потерявшего индивидуальность черт; с другой стороны, вымышленные персонажи советской "пролетарской культуры" выглядят у Жиляева героями почти пародийными.

Тем не менее явно существует зона "пересечения" этих двух проектов. Не потому даже, что "Музей пролетарской культуры" Жиляева мог бы органично вписаться в раздел проекта "Неокончательный анализ", условно названный "Самоанализ", где собраны работы, использующие разные приемы архивации материала. Пожалуй, любопытнее другое пересечение - тематическое. Так, несколько инсталляций, показанных в зале ГЦСИ, фактически работают с той же социальной, индустриальной и музейной тематикой, что и Жиляев. Француженка Сесиль Ибарра представляет "250 синих воротничков", сшитых ею собственноручно. Синие воротнички, синоним армии безымянных работников физического труда, представлены на стене строгими рядами и напоминают о "невидимом" социальном классе, о чьих интересах вообще никто не вспоминает. Другой способ сделать невидимое видимым демонстрирует проект "Веретено" английской группы Bread из Манчестера. Британские художники моделируют пространство ткацкой фабрики, в котором звучат записи голосов рабочих, рассказывающих о своем последнем рабочем дне. Тут же на пересечения нитей идет проекция танца, построенного на движениях ткачей... Фабрика была закрыта в середине 1970-х, на ее месте создан музей, где можно увидеть работающие цеха и узнать, как шел процесс производства хлопковых нитей. Интересно, что проект "Веретено" создавался изначально как музейный. Художники предлагали школьникам поспрашивать родителей о прошлой работе, организовывали мастерские, где они могли почувствовать себя на месте ткачей, использовали музейные аудиоархивы... Иначе говоря, драматичный переход индустриального города к постиндустриальной экономике становится предметом размышлений. Прошлое не отвергается, не вычеркивается. Оно превращается в символическую ценность наследия настоящего. При этом сама инсталляция оказывается пространством поэтическим, многомерным и мультимедийным. Перед нами четкая стратегия, выводящая художника в реальное социальное пространство.

Общее у трех этих работ, что они работают с материалом прошлого, чтобы прояснить конфликты и проблемы настоящего. Они дают возможность "проговорить" травмы истории и тем самым найти подходы к решению нынешних проблем. При этом показательно, что это исследование происходит одновременно на территории музеев и современного искусства. Похоже, от этого избирательного родства можно ждать много интересного.

Культура Арт Актуальное искусство Выставки с Жанной Васильевой