Амурские проктологи делают уникальные операции, которые позволяют человеку жить полноценной жизнью, не чувствовать себя инвалидом. Основоположником этой школы еще в семидесятые годы стала профессор Ольга Амелина: ее скальпель творил чудеса. Живы сотни людей, которых она оперировала по поводу рака кишечника. А знаменитую "кнопку Амелиной" и сегодня знает весь хирургический мир. Ту самую, что останавливала кровотечения - они тогда были часты после операций на толстом кишечнике.
Кроме светлой памяти доктор Амелина оставила после себя школу хирургов. Валерий Яновой - один из ее самых талантливых и любимых учеников. Сегодня он - профессор, главный хирург Дальневосточного федерального округа, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, лауреат премии правительства и автор 21 патента.
...Трудной медицине учиться ему было легко. Хирургия увлекла с первых курсов. Потом были стандартные будни советского доктора. Операции, дежурства, диссертации, консультации. Он из тех, кто не может оставлять работу за порогом квартиры. Его жена тоже доктор, поэтому все совместные завтраки и ужины в их семье как бы продолжение больничных пятиминуток и консилиумов. Со спорами и обсуждением клинических картин. Две их дочери тоже стали врачами.
- Наследственность - вещь серьезная, - улыбается профессор.
Сегодня предложенная Валерием Яновым уникальная технология операции по поводу "низкого" рака кишечника запатентована и не имеет аналогов в России. Обычно хирурги при злокачественной опухоли прямой кишки делают резекцию пораженного болезнью участка и сшивают кишечник. Процесс восстановления после такой операции идет очень сложно.
- Стенки кишечника разные по толщине и своим физиологическим свойствам, трудно формируется ампула. Мы предложили подшивать начальный край восходящей кишки. Грубо говоря, мы ее разворачиваем на сто восемьдесят градусов, с той стороны она более физиологичная. Больные тогда легче переносят послеоперационный период, и все тазовые функции у них быстрее восстанавливаются, - комментирует Яновой.
За шесть месяцев этого года амурские колопроктологи под руководством профессора Янового провели почти 800 операций на кишечнике. Раньше такая цифра получалась только к концу года. К ним едут страдальцы практически со всего Дальнего Востока. Говорящий штрих: один из авторитетных абдоминальных хирургов Хабаровска свою заболевшую родственницу отправил оперироваться в Благовещенск, к хирургу Яновому.
Он называет себя советским врачом. Никогда не смеет брать денег с пациента. Даже если человек хочет отблагодарить "конвертом".
- Я так воспитан, - улыбается Валерий Владимирович.
Признается, что перед каждой сложной операцией он плохо спит, ворочается, прокручивает в голове ее ход. Сомневается. Не понимает докторов, которые разучились сомневаться.
- Нет двух похожих друг на друга случаев, люди очень индивидуальны. Очень! - говорит хирург.
Несколько лет назад по коридору областной больницы, опираясь на палочку, семенила согбенная старушка, она подошла к профессору Яновому.
- Доктор, вы мне много лет назад жизнь спасли. Мне нечем вас отблагодарить, возьмите это, - сказала она, протянув ему Библию.
Сегодня этот дорогой подарок лежит у него на рабочем столе с множеством закладок между страницами.
Профессор признается, что с годами все более иронично относится к теории Дарвина. Сделав в жизни тысячи сложнейших операций, он так и не стал атеистом. Говорит, что бывают периоды жизни, когда хочется прийти в храм. Помолчать. В себя заглянуть...
Самые страшные минуты в жизни хирурга Янового, это когда "входишь в живот и понимаешь, что опоздал..." Он никогда не скажет обреченному, что шансов у него нет, всегда найдет слова утешения и надежды.
- Кто я такой, чтобы отнимать надежду?.. А вдруг будет чудо, вдруг я в чем-то ошибся, - эмоционально убеждал он меня. И себя.
Валерий Яновой заведует кафедрой госпитальной хирургии Амурской медакадемии, занимается наукой, пишет статьи. А вечерами он еще и ведет прием в одном из частных медицинских центров Благовещенска.
- Нам скромно платят. Но другого ремесла, кроме медицины, я в жизни не знаю, поэтому не стыжусь подработок, - говорит профессор.
В онкоколопроктологии каждая хирургическая операция - битва длиной в несколько мучительных часов. Но доктор Яновой привык к этим боям. И готов драться без устали за каждого своего пациента. Главное - не опоздать.