В конце недели министр транспорта Максим Соколов заложил символический камень начала строительства порта. Подрядчика стройки определят уже 24 августа.
Порт позволит существенно удешевить транспортировку углеводородного сырья, добываемого в приарктических российских регионах. Сегодня эти грузы везут через полстраны - в морские порты на северо-западе или на востоке. Строительство порта - сложный проект, требующий нестандартных и высокотехнологических решений. До сих пор никогда и нигде в мире не осуществлялось успешное строительство 50-ти километровых морских каналов для крупнотоннажных судов на столь высоких широтах. Впервые в России завод по производству СПГ будет размещен на 500 км севернее полярного круга.
Общий объем инвестиций в строительство порта и завода составит около триллиона рублей. При этом в завод вложится бизнес. Максимальная цена госконтракта по строительству порта - 7,24 миллиарда рублей.
В рамках проекта планируется разрабатывать Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение на Ямале. "Арктика - это регион больших шельфовых залежей нефти и газа. В самое ближайшее время он станет одним из крупнейших по добыче углеводородов. Кроме того, это кратчайший морской путь между европейским рынком и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Сейчас этот путь находится подо льдами. Но, в обозримом будущем, вполне допустимо, что там будет навигация. Севморпуть сейчас загружен недостаточно. И развитие транспортной инфраструктуры - главная задача приарктических государств", - поясняет полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских.
Но все не так просто. Новый порт рискует оказаться отрезанным от Большой земли: сухопутной транспортной инфраструктуры здесь, по сути, нет, и велика вероятность того, что в ближайшие годы не появится, опасаются участники прошедшего в Салехарде совещания, посвященного развитию транспортной инфраструктуры Уральского федерального округа.
Для самого отдаленного региона УрФО - Ямало-Ненецкого автономного округа - транспортная проблема стоит наиболее остро. Плотность сети железных дорог здесь на порядок ниже среднероссийской, автомобильных - в 20 раз. Особенно страдает от этого западная часть автономии, где, кстати, расположена и столица ЯНАО. В значительной степени решить эту проблему призвана автодорога Надым - Салехард, в строительство которой округ вкладывает огромные бюджетные средства. Необходимо также возрождение малой авиации - в этом плане региональные власти возлагают надежды на федеральную целевую программу. Развитие же полноценного грузового сообщения невозможно без строительства новых железных дорог, а с этим как раз не все гладко.
Речь идет о магистрали "Обская-2 - Салехард - Надым - Коротчаево", так называемом Северном широтном ходе. Впрочем, как заметил министр транспорта, сейчас это проект "перезагрузили". "Мы договорились с РЖД и с губернаторами, что для определения приоритетов в этом проекте, транспортной составляющей, дальнейшей эффективной реализации, в течении месяца провести совещание в минтрансе, а затем поставить вопрос перед правительством", - пояснил Максим Соколов.
Проект Северного широтного хода был разработан еще в царской России, напоминает Игорь Холманских. В сталинские времена была предпринята попытка построить железную дорогу. "И нельзя сказать, что эта попытка была провальна. До Лабытнанги железнодорожный путь был проложен". При этом технических проблем при реализации этого проекта нет, считает полпред. Требуется лишь политическое решение.
"Реализация проекта "Северный широтных ход" даст Ямалу дополнительные рабочие места, увеличение налогооблагаемой базы, развитую инфраструктуру, уникальный порт и в будущем, наверняка, железную дорогу к этому порту. Такого объекта, так близко расположенного к углеводородному сырью, на территории России, да и во всем мире, нет", - замечает губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин.
Надо сказать, что "перезагружается" Северный широтный ход не в первый раз. Изначально он был одной из составляющих масштабного проекта "Урал промышленный - Урал Полярный", реализация которого предполагалась в значительной степени на государственные деньги - средства Инвестфонда. Затем мегапроект скукожился до размеров самой 700-километровой широтной ветки, а после глобального кризиса управляющей компании проекта пришлось искать новые варианты финансирования - без участия федерального бюджета. Сегодня решено обойтись даже без госгарантий. Одобренный механизм реализации проекта - государственно-частное партнерство в форме концессионного соглашения между заинтересованными в строительстве магистрали субъектами РФ (прежде всего, ЯНАО) и управляющей компанией - "Корпорацией развития". По словам ее генерального директора Александра Белецкого, проектная документация полностью готова, прошли общественные экологические слушания, ускоренными темпами возводится железнодорожный мост через реку Надым. Необходимо как можно скорее приступить собственно к строительству железной дороги.
Однако существуют две основные проблемы, которые могут остановить реализацию проекта. Прежде всего, необходимы гарантии, что железнодорожные тарифы для Северного широтного хода не будут заморожены и в них сохранится инвестиционная надбавка, которая позволит вернуть вложенные деньги. Ведь занять в западных банках предполагается более двух миллиардов евро. Вторая проблема - наличие "узких мест" на подъездах к Северному широтному ходу. Для нормальной работы новой ветки необходим сквозной пропуск с Урала в северном направлении.
Между тем, в пуске дороги кровно заинтересованы компании-грузоотправители, добывающий бизнес и власти региона.
Cтроительство морского порта в районе поселка Сабетта предусмотрено постановлением правительства от 30 декабря 2011 года "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)". Предполагается, что в 2012-2016 годах на стройку будет выделено 47,2 миллиарда рублей из средств федерального бюджета, а также 25,9 миллиарда рублей из внебюджетных источников.