Предпринимательский оптимизм в России, продемонстрированный в начале года, стал понижаться. Наиболее ощутимо это проявилось в ответах об ожиданиях роста производственных цен. Если в I квартале свыше половины респондентов (53%) рассчитывали на рост в этой части, как двигатель экономики, то уже во II квартале их число уменьшилось до 48%. Аналогичная динамика наблюдается и в части инвестиций в новые здания: в I квартале уровень оптимизма составлял 26%, во II квартале - 24%.
Вместо этого существенно выше стали ожидания по росту экспорта: в I квартале уровень оптимизма составлял всего 8%, зато во II квартале - уже 23%. Вероятно, именно надежды на увеличение экспорта позволяют удерживать бизнесменов от отчаяния, а их расчеты на рост выручки и доходности выросли, полагают исследователи. Так, по росту выручки уровень оптимизма вырос до 70% (в I квартале был 51%); а по росту доходности настроения улучшились до отметки 46% (в I квартале было 37%).
- В бизнесе выживает тот, кто готовится к худшему. Так как если жизнь оказывается лучше, чем ты планировал, то приспособиться к этому намного легче, чем если ты неоправданно настроился на лучшее, - рассуждает Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК. - Пугливо относясь к нашей экономике, российский бизнес одновременно верует, что мировая экономика потихоньку набирает ход. Для нашей страны традиционными товарами экспорта являются сырьевые продукты, возможно, поэтому ожидания по экспорту у бизнеса оптимистичнее. То есть в целом можно сказать, что пессимизм у нас локальный, а поскольку весь остальной мир от нас далеко, хочется верить, что там все намного лучше.
Партнер Грант Торнтон Россия Дмитрий Кувалдин напомнил, что "в мировой экономике наблюдается снижение деловой активности, как следствие, снижается спрос. Если сворачивается производство, то уже не нужна энергия, следовательно, не нужны энергоносители, отсюда мы видим снижение спроса на нефть и падение цен". Поэтому те, кто рассчитывают только на экспорт, сильно заблуждаются: без обратного движения в мировой предпринимательской сфере экспорт не является всесильным, считает Дмитрий Кувалдин.