Новости

Административные барьеры в строительстве остаются избыточными
Общественный совет при Росреестре провел публичные слушания: "Снятие административных барьеров при государственной регистрации прав крупных застройщиков. Пути повышения эффективности взаимодействия Росреестра с крупными правообладателями". На мероприятии были обнародованы результаты мониторинга административных барьеров в жилищном строительстве, проведенного Национальным объединением строителей и Институтом экономики города. Мониторинг охватил 43 города России. Анализировались количество процедур, стоимость и сроки их осуществления, начиная с этапа землеустроительной и градостроительной подготовки и заканчивая государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав собственности на объекты недвижимости.

Как оказалось, регистрация прав - это далеко не самая утомительная процедура, тем более что Росреестр на "своем участке" стремится, где возможно, переходить на электронную форму организации работы. Значительно больше времени и сил уходит на процедуры, связанные с подключением газо-, тепло- и электросетей, преодоление процедурных "рогаток", разработанных местными администрациями. Это съедает кучу времени и средств, особенно если учесть расходы на "коррупционный налог". Как показало исследование, в среднем застройщикам приходится проходить 98 процедур, на что требуется около тысячи дней и более 20 млн руб. затрат. Причем только треть из процедур обязательные, а остальные - избыточные, без которых вполне можно обойтись, что позволило бы сэкономить около 700 дней.

Сроки регистрации первичного права собственности разнятся в зависимости от регионов: от 3-7 до 60 дней. Перевес пока на стороне длительных сроков. Недешева для юридических лиц и сама регистрация - 15 тыс. руб. за каждую квартиру; учитывая, что в многоэтажном доме несколько сотен квартир, набегает изрядная сумма. Все эти и другие затраты, естественно, перекладываются потом на покупателей жилья.

Кстати, много вопросов вызывает идея законодательного введения обязательной нотариальной регистрации сделок. Эти услуги будут оплачиваться суммой, равной определенному проценту от рыночной стоимости объектов, что неизбежно создаст очередную трудность для наших сограждан.

Заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников рассказал об усилиях ведомства по развитию электронных услуг. По итогам 2011 года здесь впереди Московская, Ростовская, Оренбургская области, Республика Хакасия. Государственный централизованный кадастр недвижимости - федеральный государственный информационный ресурс - общедоступен. Что касается земельных участков, то сегодня почти на сто процентов регистрация изменений стала электронной. Кроме прочего, это серьезный ресурс в борьбе с коррупцией.

Председатель общественного совета при Росреестре, глава комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Олег Скуфинский рассказал о подготовке проекта дорожной карты "Оптимизация процедур регистрации собственности", направленной на упрощение госрегистрации собственности и улучшение позиции России в рейтинге инвестиционной привлекательности Doing Business. Задача непростая, но выполнимая. "Нам есть, что вписать в дорожную карту, - сказал Олег Скуфинский, - рейтинг Doing Business-2012 показал, что не остались незамеченными российские реформы в упрощении регистрации прав собственности, здесь РФ с 51-го места поднялась на 45-е. Есть основания считать, что к 2018 году реально подняться и на четвертое место. Для этого важно реализовать системные меры, которые позволят сократить количество процедур при регистрации собственности в пять раз, а сроки в восемь раз - с 43 до 5 дней".

Например, уже сегодня в Краснодарском крае от дельные объекты можно зарегистрировать за 1 день. При этом в случае сокращения количества процедур, обязательных для регистрации прав, произойдет несущественное снижение показателя стоимости с 0,2% до 0,19%. Это одна из десяти самых низких в мире ставок, выраженных в процентном отношении к стоимости недвижимости.

Олег Скуфинский отметил, что не все зависит от Росреестра. Очень важно обеспечить качество и полноту входной информации в систему, а это уже в компетенции органов местной власти. Основные этапы и направления работы для формирования дорожной карты должны быть следующими: инвентаризация проблем; формирование требований к входной информации о территориях и объектах недвижимости; организация информационного обеспечения; создание полноценной системы общественного контроля (экспертиза, СРО). Также предстоит усовершенствовать кадастровые и регистрационные процедуры; систему мотивации и ответственности кадров; инфраструктуру оказания государственных услуг.

Осенью карта будет готова и предложена на рассмотрение правительству. По оценкам, благодаря реализации карты к 2018 году одна процедура регистрации прав должна уложиться максимум в пятидневный срок, а стоимость услуг снизится до приемлемой для всех клиентов, подчеркнул Олег Скуфинский.