23.07.2012 23:34
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Света из Иваново может стать заложницей своей "роли"

    В эфире летняя сушь: повторы, сырые пилоты и рутинная хроника про новые законы, про судебные тяжбы и про всякого рода нелепости и темные стороны жизни звезд шоу-бизнеса. Жуткая история в Колорадо на премьере очередного "Бэтмана". Девушка из народа - Света, которая оказалась темнее темного царства. Поневоле стал одолевать стресс. Что делать?.. Кто знает?.. Пушкин?..

    ***

    Пушкин Александр Сергеевич: "Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку, иль перечти "Женитьбу Фигаро...".

    Канал "Культура" предложил ее пересмотреть.

    ...Повторы повторам - рознь. Плучековскую "Женитьбу Фигаро" смотрю в 125-й раз, будто впервые. Любовная интрига, впрочем, показалась нынче излишне затянутой. А вот судебно-правовая коллизия выглядела обидно скомканной. Причем самим Бомарше.

    "Граф: Фигаро, тебе надо было бы заняться под моим руководством политикой.

    Фигаро: Да я ее знаю".

    - Вот с этого места, господин Фигаро, поподробнее.

    - Извольте.

    "Надо худо ли, хорошо ли разыгрывать персону, плодить наушников и прикармливать изменников, перехватывать письма и стараться важностью цели оправдать убожество средств. Вот вам и вся политика, не сойти мне с этого места".

    Граф: Э, да это журналистика, а не политика!

    Фигаро: Политика, журналистика - называйте, как хотите. На мой взгляд, они друг дружке несколько сродни".

    ***

    До поры до времени слуга и его господин могут быть приятелями. Но едва их интересы приходят в некоторое противоречие, пускай, и по матримониальному поводу, так господин вспоминает о законах, которые сам устанавливает и сам же отменяет...

    "Граф: Так ты надеешься выиграть дело с Марселиной?"

    "Дело", понятное дело, сфальсифицировано. О степени независимости тогдашней правовой системы можно сегодня не напоминать... Впрочем, и тогда не надо было говорить об этом всуе. И вот почему:

    "Граф (насмешливо): Суд не считается ни с чем, кроме закона...

    Фигаро: ...снисходительного к сильным и неумолимого к слабым".

    Следует очень смешная сцена, воспроизводящая особенности судопроизводства в графстве-государстве его сиятельства Альмавивы и слегка намекающая на ее коррупционную сущность:

    "Марселина (судье Бридуазону): Это вы будете судить нас?

    Бридуазон: А для чего же я покупал эту должность?

    Марселина (со вздохом): Как это дурно, что у нас продаются должности!

    Бридуазон: Конечно, куда лучше, если б их раздавали бесплатно".

    ***

    Хорошо, однако, что все хорошо кончилось. Для Фигаро.

    Его жизнелюбие и здравый смысл его друзей взяли верх над абсурдом той системы, над которой Бомарше посмеялся в свое удовольствие. Шла вторая половина XVIII века. Королю Франции Людовику XVIII пьеса, напротив, показалась не смешной, более того, клеветнической, и он ее запретил к постановке. Драматург, чтобы отвести подозрения от своего создания в антигосударственной направленности, переместил действие из родной Франции в чужеземную Испанию, в самую глухую тогда ее провинцию - в Андалузию. Хитрость была шита белыми нитками. Король снова запретил. Но тут сказало свое веское слово гражданское общество абсолютистской Франции, и монарх вынужден был уступить.

    Известно, что пьесой интересовались русские монархи Екатерина II и Павел I. Последнему даже, говорят, довелось послушать ее в исполнении самого автора.

    В царской России ее играли со смаком, и никто ей "не шил" политику. Хотя царская Русь по части цензуры была страной бдительной и строгой. Советская Русь отличалась еще большей проницательностью и еще большей свирепостью. Но и она оказалась милостивой к французскому вольнодумцу. Плучек знаменитую свою постановку осуществил в глухую пору застоя. И ничего. Телеверсия датируется 1974 годом. И тут не было проблем с обличительной публицистикой севильского цирюльника.

    Их нет и сегодня...

    ***

    Как не знаю и даже вообразить не в состоянии, можно ли было унизить простого человека сильнее, чем это сделали авторы программы "Луч света" в рамках НТВ. Уж, кажется, куда дальше, чем это получается у Малахова в "Детекторе лжи" и в одиозной программе "Пусть говорят"... Так нет же.

    Девушка Светлана Курицына из города Иванова сначала прославилась в Интернете своей простодушной дуростью. Интернет-публика клюнула - миллион просмотров. Тогда к ней рискнули подключить телеаудиторию. Премьерный показ превзошел все ожидания. Не возьмусь точно утверждать, на самом ли деле девушка из Иванова - восторженная идиотка или всего лишь играет ее роль. Вот ее подпустили к Жириновскому... И она задыхается от счастья. Вот она повстречала в коридоре Останкино Пригожина... И чуть не упала в обморок. Вот она померилась грудью с Анфисой Чеховой... И т.д.

    Если это и роль, то через несколько передач самодеятельная артистка станет ее заложницей. Роль станет клеткой. Птичку жалко. А, впрочем, почему собственно жалко. Если человек не понимает, что над ним откровенно глумятся, то как ему можно посочувствовать...

    Поделиться