Кино на нас влияет - это подтверждалось столько раз, что даже удивительно, что еще есть фомы неверующие. Когда в безобиднейшем советском фильме "Семь нянек" подросток придумал поджигать почтовые ящики соседей, наутро в городе пылали все почтовые ящики. Когда в фильме "Экипаж" герой устроил цветомузыку из украденных с железнодорожных светофоров линз, наутро кража светофорных линз стала повальной - в массы вбросили плодотворную идею. Обе идеи оказались небезопасными, но пожарные потушили несколько домов, железнодорожники шустро снабдили светофоры новыми линзами, предотвратив ряд крушений в самый последний миг, - все обошлось и забылось. У нас тогда не умели снимать картин про бэтменов - не было нужных для этого компьютеров. Но умели снимать про тимуровцев, помогающих старушкам, после чего страну охватил жар тимуровского движения: детишки хотели стать такими же хорошими, как Тимур.
Кино влияет на нас. И вот, насмотревшись лихих картин про отстрел людишек, верзила, четверть века отроду, лихо отстреливает зрителей американского кинотеатра. И мы еще не забыли про отстрелы одноклассников в школе, сведения о которых периодически появляются на первых полосах газет. И каждый раз преступники признают, что плодотворную идею им подавал очередной крутой фильм.
Известно, что любой удар левой, после которого Джеймс Бонд вставал с несмятой рубашкой и непотревоженной прической, в реальной жизни оказался бы смертельным. Кино - это всего лишь виртуалка, а в виртуальном мире, как в сказке, возможно все. Жизнь более хрупка - об этом кино предупреждает куда реже.
Что же теперь, отменить фильмы про бэтменов?
В США время от времени их отменяют. После трагедии 11 сентября были остановлены съемки всех фильмов-катастроф и многих боевиков. После некоторого карантина, правда, фильмы были досняты и вышли на экраны. Может, они и сработали в сознании "колорадского стрелка"...
Противники ограничений на показ насилия в кино и по ТВ обычно ссылаются на то, что такова жизнь. И никогда не признают, что жизнь во многом такова, каково кино. Кино и ТВ влияют на общество в самой решающей степени - от массовой моды на цвет ногтей до политического выбора. Кино и ТВ могут насадить в обществе толерантность и сделать так, что нетерпимость станет неприличной. А могут насадить ненависть ко всему непохожему. Они могут, как это было в "золотой век" кино, убеждать людей в ценности каждой человеческой жизни, а могут в нашем сознании жизнь вовсе обесценить.
Искусству доступны любые сферы жизни - это уже аксиома. Вопрос только в том, с какой целью, с какими чувствами эти сферы нам показывают, какое "послание" нам адресуют. Целый век кино жило под лозунгами гуманизма, и любое отклонение от идей гуманизма воспринималось как ЧП. Теперь в разгаре пора кинематографа аттракционного и безбрежно циничного, авторы стыдятся самого слова "гуманизм", критики считают его слащавым и слюнявым - и мы все чаще наблюдаем взрывы безумия, то массового, то индивидуального, но не менее катастрофичного. Более продвинутая по части убийственных технологий Америка поражена недугом безумия хорошо вооруженного. Менее продвинутая по этой части Россия поражена недугом массового суицида - кино с завидной регулярностью сообщает ей, что жизнь не имеет смысла, ибо у нее нет перспектив. И становится последней каплей. Тем более что согласно видеоиграм у каждого из нас есть много запасных жизней. А согласно новейшим старым теориям лучший из миров - тот свет.
Такая практика, разумеется, тоже имеет свои объективные основания: кино действительно отражает настроения масс. Но правда и то, что потом массы отражают настроения кинотворцов. Вот так и подогреваем друг друга. И этот порочный круг не имеет выхода, как не имеет решения вопрос о сомнительном первенстве яйца перед курицей.
Но кто-то же должен этот порочный круг разорвать. Кто-то должен оказаться умнее и прозорливее других, чтобы найти золотую середину между удручающей правдой жизни и ее перспективой, ее стремлением к идеалу. Когда-то на этом пути был придуман в Америке метод "голливудских сказок", в СССР - точно такой же по типу метод социалистического реализма. Оба метода держали в уме, к чему стоит стремиться человеку, а от чего стоило бы отказаться. Оба метода точно знали и ясно напоминали, что такое хорошо и что такое плохо.
И тогда отстрел толп в голливудском боевике вызывал в зрительном зале не веселый азарт, а отвращение и ужас. И тогда ясноглазый Тимур в советском фильме вызывал в сверстниках желание ему подражать.
И если сегодня во главе Америки чернокожий президент - кино в этом сыграло свою неоценимую роль. И если сегодня Россия плохо представляет себе, куда ей идти, - в этом тоже есть вклад ее кино, размывшего все моральные ценности до такой полной неразличимости, что разовые фильмы, исполненные гуманизма, уже кажутся белыми воронами.
Сказки больше не в почете, соцреализм - предмет хохота. В Думе обсудят вопрос, давать ли населению в руки оружие. И самые страшные боевики из мира виртуальности перекочуют в реальность. Какое кино - такая жизнь... Как известно, и телефонной трубкой можно убить человека.