Новости

24.07.2012 00:43
Рубрика: Экономика

На бюджет надежды нет

Совет Федерации одобрил закон, расширяющий антикризисные полномочия правительства РФ на этот год. В частности, были пересмотрены меры господдержки предприятий и утверждены положения, позволяющие правительству без внесения изменений в закон о федеральном бюджете направлять средства Резервного фонда на поддержку стабильности российской экономики, финансового рынка, рынка труда и другие меры социальной политики.

- Самый простой способ поддержки предприятий - прямое бюджетное финансирование, - с таким предложением в ходе III Бизнес-форума "Финансирование реального сектора экономики: механизмы государственной поддержки" выступила первый зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

По мнению депутата, инструмент госгарантий неэффективен по причине своей дороговизны как для конечного получателя - предприятия, так и для государства. Ведь, чтобы получить эту господдержку от государства, руководству компании приходится не только оплачивать проценты по кредиту, но и давать нешуточные "откаты" банкам и чиновникам.

Заместитель министра финансов Сергей Сторчак выразился жестче, фактически призвав бизнес меньше ориентироваться на деньги государства. По его оценкам, к концу 2012 года госдолг России по государственным гарантиям достигнет 1,25 трлн рублей. "По нашей просьбе ВЭБ провел анализ состояния предприятий, которые получили поддержку в виде госгарантий, - сообщил Сторчак. - Выяснилось, что почти у половины этих организаций финансовые показатели ухудшились".

Не секрет, что на практике госгарантии практически не работают. Вице-президент РСПП Александр Мурычев считает, что "деньги государства должны идти в реальный сектор экономики, а не распыляться по банкам, - полагает эксперт. - В кредитные организации, конечно, тоже можно поставлять ресурсы, но только когда они направлены на конкретные цели. Иначе спрашивать будет не с кого".

РСПП, к примеру, предлагает реанимировать Промстройбанк. Кстати, с подобным предложением выступал и глава Ассоциации строителей России Николай Кошман: "Государству эффективнее всего было бы аккумулировать деньги из компенсационных фондов СРО не на разрозненных счетах банков, а позволить распоряжаться средствами фонда специально созданному банку по аналогии с Промстройбанком, который работал в советское время. Этот банк выдавал бы кредиты строительным компаниям и зарабатывал бы на рынке. И, конечно же, держал в резерве необходимую сумму для выплат при возникновении страхового случая".

Эксперты не скрывают, что для развития бизнеса едва ли не главным источником средств являются кредиты. Цифры это подтверждают: по итогам прошлого года российские банки увеличили кредитование реального сектора экономики на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

- Главная цель институтов развития - помощь тем субъектам бизнеса, которые не поддерживаются рынком, - считает председатель правления МСП Банка Сергей Крюков. - Мы стимулируем предприятия сроком на 4 - 7 лет. Конечный заемщик в итоге получает деньги по процентной ставке - 12,5%. Однако для стабильности работы институтов развития необходимо, чтобы хотя бы в течение 7 - 10 лет политика государства оставалась неизменной. На практике получить предпринимателю в банке кредитные ресурсы по приемлемой цене и срокам непросто.

Президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков предлагает наряду с отзывными ввести безотзывные вклады. Это позволит банкам эффективнее работать с этими ресурсами, не отвлекаясь на выплаты вкладчикам. По словам Аксакова, сейчас более 10 трлн рублей лежит в банках, но этим ресурсом нельзя воспользоваться, так как в любой момент вкладчик может прийти за своими сбережениями. Кроме того, глава Ассоциации региональных банков выступает за удлинение сроков рефинансирования ЦБ на три года, по примеру Евросоюза. Сейчас данный законопроект находится на рассмотрении в Госдуме. Чтобы ЦБ выдавал деньги не всем подряд, а под хорошее обеспечение (облигации федерального займа, голубые фишки и т.д.). Эксперт также предлагает разработать стандарты кредитных продуктов, где были бы сформулированы определенные требования к заемщику.

Обсуждая антикризисные поправки в бюджет, эксперты дискуссионной площадки III Бизнес-форума не смогли обойти проблему перегибов в налоговой политике. Оксана Дмитриева напомнила, что государство с 2008 года занимается предоставлением налоговых льгот. Однако львиная доля преференций доставалась крупным монополиям, то есть сырьевому бизнесу. Только в 2011 году, по мнению депутата, на 200 млрд рублей получили налоговые льготы представители реального сектора экономики и на 300 млрд рублей - инновационные предприятия.

"Налоговые льготы - вещь сложная и непонятная, - полагает Евгений Бушмин. - Сейчас основное направление таких льгот - инновационное. Мы у себя в комитете не раз изучали этот вопрос и пришли к выводу, что часть налоговых льгот не имеет никакого отношения к реальности. То есть политически было необходимо их ввести, но есть и такие льготы, которыми за прошлый год не воспользовался вообще никто".

По словам эксперта, пока нет расчетов, во сколько эти льготы обходятся федеральному бюджету. Регионы оказались активнее и уже посчитали, во сколько им обходятся льготы по региональным и местным налогам. "Сегодня мы имеем отчеты примерно из 30 субъектов РФ, и оказывается, что они значительно отличаются от оценок министерства финансов. Минфин занижает ту сумму, которая не попадает в региональные бюджеты", - резюмировал Бушмин.

Между тем с 2013 года в течение семи лет запланирована отмена ряда федеральных налоговых льгот. К примеру, по налогу на имущество организаций, налогу на землю.

- Поддержка бизнеса должна строиться по антикризисной программе, - подытожил дискуссию президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев, - сейчас бюджет сверстан, ориентируясь на 115 долларов за баррель. Небольшое падение цены на нефть приведет к кардинальному пересмотру бюджетной политики.

Пока же министерство финансов советует бизнесу только одно - ни в коем случае не наращивать свои долги. И понимать, что бюджет сейчас жестко ограничен.

Экономика Макроэкономика Законодательная власть Совет Федерации