Новости

24.07.2012 00:27
Рубрика: Общество

Час веры

Текст: ("Российская газета", Ростов-на Дону)
За 30 учебных часов изучить основы религиозной культуры невозможно
Новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики", который с 1 сентября будет преподаваться во всех российских школах, по-прежнему вызывает вопросы. На некоторые из них отвечает Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации Донской митрополии митрополит Меркурий.

Владыка, на изучение "Основ..." отводится 34 часа. Можно ли за это время младшекласснику освоить предмет?

Митрополит Меркурий: Хотел бы уточнить: из них четыре часа - вступительные уроки. Я думаю, за 30 часов изучить основы религиозной культуры невозможно. Ведь это не только история религии, но изучение культуры и даже нравственное воспитание. Поэтому я выступаю за последовательность курса. Нужно вернуться к изучению основ религиозных культур, например, в 7-м классе, когда школьником получен достаточный багаж знаний. Когда он может выстроить систему взаимосвязи предмета с другими предметами. А потом еще в 10-м классе: в этом возрасте подросток начинает по-другому воспринимать окружающий мир, серьезно размышлять, философствовать. Понимаю, что это непросто.

А оценки по новому предмету ставить не будут?

Митрополит Меркурий: Межведомственный координационный совет отдал это решение на усмотрение преподавателя. В конце концов, знания, которые получают дети, не ради отметки.

Вы возглавляли Представительство Патриарха Московского в США. Как там решаются такие вопросы?

Митрополит Меркурий: В Америке вообще все вопросы с религией решаются намного проще. Религию преподают в школах. Каждый выбирает, что хочет, или вообще не выбирает. И в религиозную жизнь людей светское государство не вмешивается.

Когда 1 сентября дети придут в школу, у них уже будут учебники и преподаватели по новому предмету?

Митрополит Меркурий: Обязательно. В третьих классах было проведено анкетирование и выбран тот или иной модуль. В соответствии с этим выстраивался заказ на учебные пособия, которые должны поступить в течение лета.

И каковы результаты анкетирования? Что предпочли школьники?

Митрополит Меркурий: Там, где традиционно православный регион, свыше 70 процентов учащихся выбрали Основы православной культуры. Где больше мусульман, выбирают Основы исламской культуры. Мы совершенно спокойно к этому относимся. В республиках на Северном Кавказе этот предмет тоже вводится. Чечня на 99 процентов выбрала модуль по исламу.

Будет ли церковь участвовать в подготовке учителей, и должен ли быть преподаватель верующим?

Митрополит Меркурий: Если учитель будет верующим, ничего плохого в этом нет. Учитель должен не только обладать знаниями, но и уметь более доходчиво донести их до учеников. Он должен более глубоко знать традиции и просто любить свой предмет. Я не сторонник того, чтобы священник преподавал в школе, для этого нужно обладать профессиональными знаниями. Но преподаватели, конечно, будут общаться со священнослужителями. Задача последних - не стремиться на школьные кафедры, а помочь учителю с дополнительным материалом, рассказом о хрестоматийных событиях, разъяснениями.

Еще мнение: почему бы не объединить религии и этику в один предмет, чтобы дети изучали все основные конфессии нашей страны, а не только "свою"?

Митрополит Меркурий: Вряд ли это правильный подход. Как дети изучают литературу? Сначала они читают народные сказки, потом русскую классику. А затем приходит черед зарубежной, мировой литературы. То же и с религией. Нужна последовательность, чтобы не создавалась в головах у четвероклашек этакая каша религиозная. Кроме отвращения вообще к изучению религиозной культуры, такая мешанина ничего не принесет.

А не слишком ли надуманный предмет, например, светская этика?

Митрополит Меркурий: Многие родители до сих пор путают этику с этикетом и думают, что на уроках светской этики детей будут учить, как держать вилку и нож за столом. Лучше всего о предмете светской этики сказал Святейший Патриарх: светская этика - это обезбоженная нравственность. Вот насколько можно представить себе нравственность без религиозной основы, настолько можно говорить о светской этике. Если же говорить о самом учебнике по этому предмету, то это наиболее неудачный из учебников, написанных для детей.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке