Новости

24.07.2012 00:42
Рубрика: Экономика

Голубые дороги под контролем

Совет Федерации одобрил закон, усиливающий ответственность за нарушения судовладельцами норм действующего законодательства, в частности, в сфере безопасности. Соответствующие изменения вносятся в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и ряд других законодательных актов.

Закон предусматривает создание нового надзорного органа - администрации бассейна внутренних водных путей. Новому ведомству предлагается передать ряд функций, которые сегодня закреплены за бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Администрация бассейна внутренних водных путей должна будет осуществлять навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания и содержание судоходных сооружений, проводить путевые работы на внутренних водных путях, осуществлять диспетчерское регулирование движения судов. Кроме того, в функции нового ведомства войдут государственный портовый контроль и регистрация судов в Государственном судовом реестре.

Помимо этого закон усиливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии или с нарушением предусмотренных лицензией условий. Так, предусматривается наложение штрафа на граждан и должностных лиц в размере от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб., на юридических лиц - 400 тыс. руб. с конфискацией судна. Также устанавливаются основания для проверки судов в процессе эксплуатации, а должностные лица наделяются правом задерживать суда до устранения нарушений, создающих угрозу безопасности при их эксплуатации.

Закон предусматривает введение страхования ответственности судовладельца. Эксплуатация судна будет возможна только в том случае, если судовладелец застрахует ответственность за вред, причиненный имуществу физических или юридических лиц, в том числе за загрязнение, а также за вред, причиненный другим судам, инфраструктуре порта или внутреннего водного транспорта. Сделано исключение для маломерных прогулочных судов и спортивных парусников, а также сухогрузных несамоходных барж.

Минимальные страховые суммы увеличиваются до 20 млн руб. в зависимости от валовой вместимости судна. По мнению экспертов, это может оказаться непосильным бременем для предпринимателей. По некоторым оценкам, финансовый результат речных перевозчиков за последние три года в среднем составил 600-650 млн руб. при рентабельности 2-3%.

По словам замминистра транспорта РФ Виктора Олерского, система государственного портового контроля, при которой суда будут проверяться капитаном бассейна внутренних водных путей, вводится впервые. Это не значит, что каждое судно будут проверять регулярно - сегодня на внутренних водных путях РФ работает около 30 тысяч единиц флота. Суда с низким фактором риска будут проверяться реже, а с высоким - регулярно. При этом суда, не исполняющие обязательные требования, могут задерживаться до устранения выявленных нарушений.

Законопроект также вводит систему управления безопасностью судов на внутренних водных путях, требующую от судовладельцев выполнения требований в области обеспечения безопасности судоходства. В частности, каждая компания будет иметь в штатном расписании лицо, ответственное за безопасность судов. Еще одно важное нововведение - запрет субаренды судов без экипажа.

Виктор Олерский считает необходимым устранить ситуацию, когда компании-однодневки получают суда в неограниченное пользование. Капитаны судов, перевозящих пассажиров или опасные грузы, должны будут проходить аттестацию в Росморреч-флоте, дополнительно получать соответствующие дипломы, как это было в советские времена.

По мнению экспертов, закон нужно было принимать давно. По словам директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта минтранса Константина Пальникова, тогда был возможен выход в рейсы судов с неудовлетворительным техническим состоянием. И, что самое главное, с персоналом, который имел слабое представление об обеспечении безопасности этих судов. Создание системы контроля в бассейнах внутренних водных путей не позволит осуществлять пассажирские перевозки судам с неудовлетворительным техническим состоянием, экипажам, не прошедшим подготовку, компаниям, не имеющим управления безопасности.

Проверки судов будут осуществляться на основе оценок рисков. Разработаны ключевые факторы риска для каждого типа судов. При этом учитываются возраст судна, результаты предыдущих проверок и освидетельствований, оценка текущего состояния. Для судов, имеющих наибольший риск, частота проверок будет увеличена. Суда с малым фактором риска будут проверяться значительно реже. Система позволит непрерывно отслеживать ситуацию на каждом теплоходе и побуждать судовладельца держать свои суда в готовом, безопасном состоянии в течение всей навигации и в любом месте. Важным является и то, что система будет открытой для судовладельцев и любой сможет понять, насколько критично состояние с его судами и что нужно делать.

Ситуация в нашем речном флоте достаточно сложная, поскольку средний возраст судов речного флота России уверенно перевалил за 20 лет. По словам генерального конструктора компании "Инженерный центр судостроения" Юрия Горбачева, такая картина характерна для всех без исключения типов судов. С начала 1990-х годов пассажирский флот практически не строится как для внутригородских и пригородных линий, так и круизных, за исключением, пожалуй, низкогабаритных катеров типа "Фонтанка" для Санкт-Петербурга и небольшого числа моторных яхт для частных владельцев. Не пополнялся и путейский флот, а это целая гамма разнообразных судов.

Эксперты считают, что вступление в силу закона, который усиливает ответственность судовладельцев, существенно повысит интерес к новым проектам в области судостроения, причем как у частных судоходных компаний, так и у государственных органов, прежде всего региональных.

Экономика Транспорт Водный транспорт