Андрей Владимирович, как вы среагировали на то, что Москва заняла последнее место в российском региональном рейтинге Doing Business?
Андрей Шаронов: Конечно, это неприятное событие, но результаты нас не обескуражили. Безусловно, исследование, организованное Всемирным банком, ценно для нас как показатель динамики улучшения предпринимательского климата в Москве, а не как факт единичных результатов. Замечу, что данные исследования включали анализ ситуации, которая сложилась до ноября 2011 года, и не учли меры по улучшению инвестиционного климата, которые были приняты в последние восемь месяцев. Поэтому у нас есть ожидания на апгрейд позиций столицы в следующем рейтинге. Кстати, сравнивать условия ведения бизнеса в Москве и в других городах не-корректно. Ведь столица характеризуется высокой стоимостью жизни, при этом доход на душу населения в городе в разы выше, чем в других регионах России. Это в свою очередь увеличивает стоимость процедур и услуг по ведению бизнеса в столице - важный индикатор, который оценивает Всемирный банк.
Возможно, было бы более корректно сравнивать Москву с другими глобальными городами в рамках данного международного рейтинга, включающего 183 страны. Москве удалось подняться вверх на четыре позиции, показав хорошую динамику в таких показателях, как "Регистрация собственности" (с 51-го места на 45-е), "Исполнение договорных обязательств" (с 19-го на 13-е место), "Международная торговля" (с 166-го на 160-е место). Но нужно понимать, что последнее место Москвы в рейтинге Всемирного банка - это не оценка делового климата, инвестиционной привлекательности. По рейтингу Globalization and World Cities (2010 г.), Москва среди 178 других столиц по инвестиционной привлекательности находится на 18-м месте.
Как сейчас выглядит распределение сил в городе - процент крупных компаний и малого, среднего бизнеса?
Андрей Шаронов: В мегаполисе работает 10,2% малых предприятий России, или каждое десятое предприятие малого бизнеса. Именно на них фокусирует свое внимание Всемирный банк. В столице 530 тыс. микро, малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. На малый бизнес приходится около 10% налоговых поступлений в городской бюджет.
|
Видео: Александр Шансков |
По каким показателям Москва является лидером среди российских (европейских) городов?
Андрей Шаронов: По "Исполнению договорных обязательств" - 13-е место из 183 стран. В отчете Всемирного банка также упоминается, что Москва и Россия в целом по показателю "Регистрация собственности" имеют одни из самых низких затрат, связанных с данной процедурой, в мире - 0,2% от стоимости имущества. В странах ОЭСР в среднем 4,4%.
Из рассматриваемых показателей самыми проблемными остаются "Выдача разрешений на строительство" и "Подключение к электросетям". Переломит ситуацию штаб по защите инвесторов и предпринимателей?
Андрей Шаронов: В Москве разрешение на строительство связано и с большой работой по анализу геоподосновы (результат инженерно-геодезических изысканий. - Прим. ред.), имущественных прав третьих лиц. Нетрудно представить, что сложность геоподосновы в Москве на порядок выше, чем, к примеру, в Ульяновске, который занял по этому показателю первое место в России. Не стоит забывать и про столичное метро, всевозможные коммуникации нашего города, факторы, которые накладывают свой отпечаток на сроки выдачи разрешений. Кстати, по оценкам того же Всемирного банка, полтора года назад время выдачи разрешения на строительство в Москве составляло 712 дней. Сегодняшний рейтинг называет уже 395 дней. А в Ульяновске - 218. Те же проблемы и с электроподключением. Процедура эта часто зависит не от города, а от коммерческих сетевых компаний, таких, как МОЭСК, ОЭК, "Энергокомплекс". Предпринимательская общественность была очень недовольна сроками подключения киосков к электричеству. Ждали по полгода! Город ведь получил на аукционах хорошие деньги за размещение этих киосков, а оборудованных участков предпринимателям так и не предоставил. По указанию мэра Сергея Собянина на базе департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы был создан штаб, который уже в "ручном" режиме начал отрабатывать процедуру подключения. Уже есть результаты. Так, среднее время оформления документов, необходимых для подключения к электросетям нестационарных торговых объектов, сократилось с 3-6 месяцев до 15 дней. А на конец мая из 1500 установленных НТО было подключено свыше 90 процентов. Этот и другие весомые результаты найдут свое отражение в рейтинге.
В Москве много проблем в области госзакупок. Говорят, виной всему коррупция. Что делается в этом направлении?
Андрей Шаронов: Тема госзакупок чрезвычайно актуальная и дорогая. Столица в этом году, как, впрочем, и в прошлом заложила в бюджет объем закупок на 600 млрд рублей. Это гигантская цифра - 20 млрд долларов, что сопоставимо с бюджетами некоторых стран. Как происходят закупки, насколько прозрачно, подконтрольно влияет и на их эффективность, и на экономию деловой климат. У нас работает департамент конкурентной политики, который отвечает за процедуры. Процедуры в основном сводятся к аукционам. Серьезно ужесточилась деятельность по контролю стартовой цены. То есть все закупки стоимостью выше миллиарда рассматриваются на совещании у мэра. Предметом обсуждения является как целесообразность самой закупки, так и обоснование стартовой цены. Выясняется, есть ли там "закладки" - весьма распространенный прием недобросовестного поведения. Это когда в техническое задание, которое может составлять многочисленные тома, вписывают такие требования к товарам и услугам, которые способна осуществить лишь единственная компания. Это одно из наиболее опасных проявлений сговора заказчика и подрядчика, и цель, в том числе нашего комитета, отлавливать их. Закупки стоимостью от 1 млрд до 100 млн находятся в компетенции комиссии, которую возглавляю я. Свои заключения делают департамент экономики, департамент финансов, департамент конкурентной политики, контрольный комитет, управление федеральной антимонопольной службы по городу Москве, и недавно в этот список мы включили обязательную экспертную организацию, которая анализирует цену. Более того, мы заставляем всех заказчиков напрямую обращаться к некоторым производителям, которые должны дать свою цену, свою котировку, сообщить, за сколько бы они согласились на такой контракт. Сравнивая, с одной стороны, заключение экспертов по цене, с другой - котировки, мы выбираем меньшую из них как стартовую цену. Буквально вчера прошла комиссия, которая отслеживала крупный контракт на закупку мебели для системы образования мегаполиса. Получено девять коммерческих предложений. То есть девять компаний готовы прийти на конкурс, дать свою цену, из которой мы выберем минимальную и поставим ее как стартовую, а дальше аукцион должен идти на понижение. Притчей во языцех стало большое количество нарушений при конкурсах на уровнях так называемых ГУИСов, городских инженерных служб. Это заказы мелкого ремонта дорог, дворов, подъездов. Мэр принял решение запретить ГУИСам проводить конкурсы, поскольку было выявлено большое количество нарушений. Некоторые подрядчики выигрывали до 30, 60% конкурсов, при этом снижение цены составляло менее 5%. Мэр принял решение, что организовывать эти конкурсы теперь будут только префектуры под личную ответственность префекта.
Какой срок дает себе Москва, чтобы улучшить свои позиции в рейтинге?
Андрей Шаронов: Мы рассчитываем на улучшение позиций и оценок предпринимательского климата в столице уже в ближайшем исследовании, поскольку в него попадут результаты программ, запущенных в начале 2012 года. Уже сейчас действует госпрограмма г. Москвы "Стимулирование экономической активности на 2012-2016 годы", где как раз предусмотрены мероприятия по улучшению инвестиционного климата. Также выпущен Указ президента РФ о долгосрочной госполитике и повышении позиций РФ в рейтинге Всемирного банка со 120-го в 2011 году до 50-го места в 2012 году и до 20-го места в 2018 году.