- Никто даже не остановился. Все ехали мимо и только снимали нас на мобильные телефоны, - рассказывал журналистам участник страшной аварии. Он был потрясен таким поведением очевидцев.
В современном обществе, плотно подсевшем на видеолихорадку, многие, став очевидцами трагедии, хватаются за мобильный телефон в первую очередь, чтобы не упустить редкий кадр. Мечта о мгновенной популярности и любви многомиллионной виртуальной аудитории будоражит воображение многих.
Любительские видеоролики уже стали привычной составляющей новостных выпусков. Расплывчатые, прыгающие кадры провоцируют скандалы и вызывают бурные споры в обществе. Ежедневно пространство Интернета заполняет лавина любительского видеоконтента, но внимания и доверия заслуживают лишь единицы.
О том, что хотят сказать миру россияне, когда берут в руки камеру, и можно ли привить репортерам-любителям чувство ответственности и такта, наш разговор с главным редактором проекта "Мобильный репортер" Александром Антоненко.
Очевидцы трагедии вместо того, чтобы остановиться и помочь, снимают происходящее на мобильный телефон. Для репортеров-любителей такое поведение уже стало типичным?
Александр Антоненко: По моим наблюдениям, нет. Среди двадцати тысяч человек, которые у нас зарегистрированы, попадаются, конечно, разные люди. Но для наших постоянных авторов скорее типично другое поведение: увидев аварию, человек оставляет в машине включенную камеру, а сам - и это видно на видео - бросается на помощь пострадавшим. Хотя на том же видео часто можно видеть, как водители других машин один за другим равнодушно проезжают мимо.
Нужно понимать, что авторы проекта, по крайней мере те, кто регулярно присылают нам свои ролики, - это уже не просто зеваки с мобильником в руке. Мы поощряем их практически профессиональное отношение к видеосъемкам: иногда даем задания, платим гонорары, если каналы-партнеры берут видео в свою новостную сводку. Кое-кто из авторов снимает видео очень хорошего качества и успешно подрабатывает этим. Хотя большинство, конечно, относятся к этому как к хобби.
Наш проект существует с 2007 года, и нужно сказать, что за прошедшие годы типичный режиссер-самоучка сильно изменился. Помните первые ролики, появившиеся в Сети? Картинка расплывчатая, камера прыгает, дергается, за кадром кто-то что-то невнятно бормочет - сейчас мы такие ролики, как правило, даже не рассматриваем. Мы требуем от авторов оформлять видео правильно, делать грамотное сопровождение. Сильно изменились технические возможности для любительских съемок, у некоторых наших авторов в кармане настоящая киностудия в миниатюре - и снимает не хуже профессиональной камеры, и тут же отправляет в Интернет.
Чаще всего в объектив любителей попадают трагедии?
Александр Антоненко: Наш проект ориентирован на происшествия, и нужно признать, что большей частью это негативный контент - аварии, пожары. Но нам также присылают видео с интересных культурных и спортивных мероприятий. Помню очень красивый ролик, на котором в ночное небо запускают множество фонариков.
Не все любители хватаются за камеру, увидев чужое горе. Многие снимают для души - их привлекает позитив. У нас есть постоянный автор из города Тихвина Ленинградской области - он ведет видеодневник своего города, рассказывает о происходящих там событиях.
Многое приходится отсеивать?
Александр Антоненко: Конечно. Что-то не подходит нам по качеству, что-то - по содержанию. Одни присылают откровенно хулиганские видео, другие пытаются выдать чужой ролик за свой. Бывает и очень жестокий контент: в кадре кровь, растерзанные тела пострадавших в аварии людей. Такое мы, конечно, тоже не берем, а автору стараемся объяснить, что такие съемки не повод для гордости, и демонстрировать их не этично.
Современная техника уже почти сравняла любителя с профессионалом. Многие верят, что очевидец с мобильным телефоном со временем полностью заменит журналиста.
Александр Антоненко: Да, такое мнение есть, но я с ним согласиться не могу. Конечно, взгляд очевидца очень важен, и именно любительские видео сегодня часто становятся первым источником информации о событии. И все же одной лишь картинки недостаточно, чтобы понять ситуацию в целом. Человек, находящийся в центре событий, не всегда может объективно взгянуть на происходящее.
Цель профессионального журналиста - составить объективную картину. Цель типичного любителя - поскорее отправить в Сеть отснятые кадры и набрать побольше просмотров. Журналист, в идеале, помнит о требованиях профессиональной этики, осознает свою ответственность перед зрителями. Любителей, как правило, такие вещи не волнуют. Поэтому я убежден: как бы ни развивалась техника, позволяющая снимать видео кому угодно и где угодно, это не заменит качественную работу профессионала.