В последнее время со стороны государства нарастает прессинг, стимулирующий компании двигаться в сторону повышения экологической безопасности. В частности, приняты основы экологической политики России до 2030 года, обязывающие компании помимо прочего использовать новейшие технологии в области очистки вредных выбросов. Для предприятий это означает резкое усиление фискальных санкций за использование технологий, которые наносят вред окружающей среде. Так, к 2014 году штрафы предлагается увеличить в 25 раз по сравнению с существующими, а с 2014 по 2030 год - в сто раз.
- Помимо штрафов с 2020 года компании будут обязаны использовать в рамках своей инвестиционной деятельности те технологии, которые являются одними из лучших в мире по защите окружающей среды, - рассказывает директор по корпоративным коммуникациям компании "СИБУР" Алексей Фирсов. - Соответственно, предприятия обяжут выводить из использования устаревшие технологии. Это колоссальная финансовая нагрузка на бизнес, с которой, возможно, не все компании сумеют справиться.
Кроме того, для предприятий разной степени опасности будут приняты различные нормативы. Наиболее опасные объекты будет обязаны разрабатывать и внедрять наилучшие экологические технологии. По предварительным оценкам, под эту классификацию подпадет достаточно большое количество предприятий. Пока на предприятиях тяжелой промышленности, которые как раз и содержат основные экологические риски, инновации не в почете, поэтому перестроиться на новый лад им будет труднее всех. А это ни много ни мало 11,5 тысячи предприятий, значительная часть которых являются крупными.
Многие предприятия начали загодя готовиться к грядущим изменениям. Некоторые компании начали постепенную модернизацию своих производств, а также развитие экологических программ и взаимодействие с благотворительными экологическими организациями. Последний пункт один из самых приятных для компаний, так как позволяет под видом реализации экологических программ повысить лояльность к бренду за счет самопиара.
Вместе с бумом на корпоративные экологические проекты родилось понятие "гринвошинг" - "отмывание" репутации за счет "зеленых" программ, где основная цель - самопиар, а не практическая деятельность. Самый простой вариант "гринвошинга" - направить некоторую сумму денег в экологический фонд, желательно крупный и известный.
Однако это не вызовет существенного резонанса у широкой общественности, а значит, и эффективность такой программы невелика. Знающие люди советуют в такой ситуации "брать числом" - делать не разовые, а многократные пожертвования в "зеленые" фонды, то есть чаще "мелькать".
Второй вариант посложнее, например, включиться в программу спасения или сохранения какого-нибудь редкого животного, допустим в Забайкалье. Это один из самых статусных и приятных вариантов "гринвошинга" для компании. Правда, такие программы повышают лояльность к бренду компании лишь у небольшой части общества.
Наибольший общественный резонанс могут генерировать лишь "низовые" проекты, направленные непосредственно на решение экологических проблем конкретных граждан. Например, уборка дворов, очистка русел небольших рек, посадка деревьев. Такие программы в основном осуществляют компании, которые имеют крупные промышленные производства в регионе и потенциально вызывают негативное отношение к себе местного населения из-за возможного экологического ущерба, связанного с деятельностью предприятия.
Самые дальновидные компании, в стремлении завоевать доверие местного населения, стремятся объединиться для реализации экологических программ, чтобы инициативы выглядели как государственные федеральные программы, а не как "гринвошинг". Для большей убедительности к реализации подобных проектов стараются привлечь некоммерческие организации.
Однако не все понимают выгоды от объединения. Компании не хотят заниматься мелкими экологическими программами в регионах, такими, как уборка мусора, потому что это не так статусно, как, например, организовать спасение какого-нибудь редкого гуся в Сибири. Тенденция к объединению пока характерна лишь для США и Европы. Россия в целом пока не прочувствовала этот тренд, но уже появляются отдельные примеры.
"Объединившись, компании могут привнести в развитие экологического проекта разные ресурсы, исходя из своих возможностей, - уверена председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова. - Часто плюсы от объединения перевешивают минусы от размывания бренда, которого все боятся".