23.07.2012 23:42
    Поделиться

    Бизнес не до конца доволен антитабачным законом

    Вред от табачной продукции компании не отрицают, но от прибыли отказываться не хотят
    Антитабачный законопроект будет рассмотрен в правительстве 18 октября, а с 1 ноября будет внесен в Госдуму. На днях документ обсудили на "круглом столе" в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Проект федерального закона разработан минздравсоцразвития в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака, которую Российская Федерация ратифицировала в 2008 году. Президент РСПП Александр Шохин подчеркнул, что бизнес-сообщество, безусловно, поддерживает усилия минздрава, направленные на снижение количества курящих граждан, и особенно молодежи. Табачная продукция несет вред здоровью граждан, и ужесточение табачного регулирования необходимо и соответствует мировому тренду.

    Среди приоритетных задач законопроекта - предотвращение воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий, запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий. Кроме того, предусматриваются организация и обеспечение медпомощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости, а также предотвращение незаконной торговли табачными изделиями. Не забыто ограничение производства, оптовой и розничной торговли табачными изделиями, а также недопущение продажи сигарет несовершеннолетним и несовершеннолетними.

    Участники встречи в РСПП безоговорочно признали необходимость снижения потребления табака населением. Но в то же время сочли не в полной мере оправданным запрет розничной реализации табачных изделий стационарными торговыми объектами площадью менее 50 кв. м. В международной практике применение ограничений продажи табачных изделий не исходит из размеров торгового зала. Также недоумение вызвал предлагаемый запрет демонстрации табачных изделий в местах розничной продажи. Ряд экспертов также отмечали риск создания неоправданных конкурентных преимуществ для отдельных, наиболее известных марок и ущемления конкурентных возможностей новых субъектов предпринимательства по выходу на рынок и реализации новых торговых марок, а также риск проникновения в розничную торговую сеть контрафактной и контрабандной продукции.

    Насколько оправданы ограничения, содержащиеся в законопроекте, и дадут ли они положительный результат, вопрошает Александр Шохин. Предложенные в законопроекте меры могут привести к значительному ущемлению прав и интересов предпринимателей в таких сферах, как розничная торговля, общественное питание, индустрия гостеприимства и т.д. Например, запрет на торговлю табачной продукцией в торговых точках менее 50 кв. м в условиях, когда большая часть розницы сосредоточена именно в таких небольших помещениях, приведет к значительным сложностям в торговле табаком в отдельных районах страны.

    Норма о запрете развозной торговли табачной продукцией сделает невозможной продажу сигарет во многих сельских населенных пунктах, где единственной формой торговли является автолавка, курсирующая между деревнями и поселками. Все это может привести к росту теневого оборота как легальной, так и контрафактной табачной продукции. К слову, присутствовавший на заседании статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Вельмяйкин согласился с некоторыми из этих доводов и сообщил, что в обновленном законопроекте учтена возможность торговли табачными изделиями в помещениях от 25 кв. м в сельской местности, а в случае отсутствия в населенном пункте стационарного магазина - и методами развозной торговли.

    Участники обсуждения согласились как с необходимостью дополнительных ограничений рекламы табачных изделий, так и с тем, что таковые не окажут существенного влияния на жизнеспособность отечественной рекламной индустрии. При этом предлагаемый законопроектом полный запрет рекламы табачных изделий не получил единогласной поддержки в связи с возможным ущемлением прав потребителей на получение информации о продукции, реализация которой не запрещена законодательством, а также ограничением конкуренции и возможностей по входу на рынок для новых участников и торговых марок.

    Неверными бизнес-сообществу показались и предложения законопроекта о нецелесообразности введения запрета осуществления благотворительной деятельности табачными компаниями в связи с его очевидным негативным влиянием на деятельность российского некоммерческого сектора. Такой запрет, по мнению бизнес-сообщества, выглядит чрезмерным.

    Эксперты представили анализ международного опыта введения запретов на курение на предприятиях общественного питания и оценку экономического воздействия данной меры на отечественную индустрию общественного питания. В результате участники мероприятия отдали предпочтение зонированию помещений ресторанов и кафе средней и большой площади, нежели полному запрету курения посетителями данных заведений.

    Бизнес также высказался против включения в законопроект любых положений об отстранении табачной отрасли от прямых контактов с российскими регулирующими органами, поскольку такое отстранение является дискриминационным и не вытекает из международных обязательств России в рамках статьи 5.3 Рамочной конвенции по борьбе против табака. По результатам обсуждения было решено разработать ограничительные меры, альтернативные предложенным законопроектом.

    Поделиться