Чтобы не было детей, которым известно, что такое голод, бездомность, насилие? Чтобы ребята с ограниченными болезнью возможностями не чувствовали себя отверженными, а могли бы, как и все их сверстники, посещать школу, театры, подростковые клубы? Чтобы молодые мамы спокойно отправлялись каждое утро на работу, отведя своего малыша в один из детсадов, которых сразу несколько в шаговой доступности от дома? - Ответом на эти и многие другие жизненно важные для общества вопросы должна стать "Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", утвержденная указом президента РФ в прошлом месяце. А чтобы от прописанных в этом документе слов как можно скорее перейти к делу, в том же Указе дается поручение правительству в 3-месячный срок утвердить план первоочередных мероприятий до 2014 года.
Не осталась в стороне и Общественная палата РФ, направив "первый пакет" своих рекомендаций в правительство. И, как пояснил "РГ" один из их авторов, заместитель председателя Комиссии ОП по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Борис Альтшулер, за "первым пакетом" последует и второй, работа над ним идет полным ходом: проблем детства, нерешаемых десятилетиями, накопилось слишком много. Но много, добавил он, у российских НКО, в том числе и в Общественной палате, накопилось наработок и готовых проектов того, как эти проблемы могут быть решены.
Об одной из таких - программе "Жилищный спасательный круг" Борис Альтшулер рассказал подробнее:
- Острота жилищной проблемы не требует пояснения. Цифры говорят лучше всяких "охов" и "ахов". Около 3 миллионов семей в России, в которых, между прочим, растут дети, нуждаются в жилье. В этой трехмиллионной армии и несколько льготных категорий, которым нормальное, человеческое жилье должно и по закону, и по справедливости предоставляться в первую очередь. Это около 245,2 тысячи детей-сирот, 163,2 тысячи семей с детьми-инвалидами. В стране более 1 миллиона многодетных семей, из которых немногие могут сказать, что не имеют жилищных проблем. При этом средний срок ожидания жилья в РФ составляет 8 лет, а в некоторых регионах - свыше двадцати. Но дети, знаете ли, имеют такую способность - расти. Они не могут ждать так долго! Где же выход?.. "Национальная стратегия...", обозначив проблему, говорит о необходимости введения стандартов "гарантированного социального жилья". Но где для обеспечения таких взять эти резервные социальные фонды?
А ведь ответ сама жизнь уже показывает. И, в частности, он озвучен в вашей газете: "В Чувашии наиболее удачный на сегодня эксперимент по строительству арендного жилья социального найма. Снять квартиру в таких домах могут учителя, врачи, няни и воспитатели детских садов, библиотекари, пенсионеры, молодые семьи. Стоимость аренды "двушки" (без учета коммунальных услуг) - меньше двух тысяч рублей в месяц, "трешки" - чуть больше 2,5 тысячи. Очередники охотно переезжают в такое жилье" ("РГ" - Неделя" N 69 от 29.03.2012 г.).
Общественная палата не раз обращалась к руководству страны с предложениями учесть этот опыт. Нас услышали: в мае этого года вышел указ президента, которым правительству поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации "обеспечить до января 2013 г. формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода".
Но, как я уже сказал, крыша над головой детям нужна уже сейчас, а жилищная ситуация многих семей действительно "чрезвычайная". Именно поэтому мы внесли предложение, что к формированию указанного в поручении президента некоммерческого жилищного фонда власти на местах могут приступить прямо сейчас, приняв в своих регионах программу "Жилищный спасательный круг". Суть ее в цивилизованной госаренде жилья на ныне диком рынке частной аренды. А также у застройщиков, которые не могут реализовать готовые квартиры, - сколько таких незаселенных и полузаселенных домов стоит по России. Социально значимая цель такой госаренды частного жилья - субсидируемая долгосрочная субаренда остро нуждающимся. Госаренда в частном секторе в социальных целях - это одно из решений проблемы. Ведь многие собственники, даже имея избыток площади, не решаются ее сдавать из-за огромных рисков. А под гарантии государства могут и решиться.
Дело это в сравнении с покупкой квартир для очередников относительно дешевое. Даже в Москве стоимость годовой аренды ста тысяч квартир (а это почти вся московская "вечная" очередь) - менее трети годового бюджета Москвы 2012 года по статье "Жилище".
Программы "Жилищный спасательный круг" могут реализовать и частные благотворительные фонды, к чему я их призываю. Ясно, что на покупку квартир всем нуждающимся не хватит никаких миллиардов, а покупать нескольким избранным - некрасиво и несправедливо. Тогда как схемой "госаренда - субсидируемая субаренда" можно спасти очень многие семьи.
При этом - и это второе наше предложение - если речь идет о малоимущих, многодетных и т.п. семьях, не имеющих регистрации или "ценза оседлости" в регионе их проживания, то субсидии на аренду жилья таким семьям должны быть расходным обязательством бюджета Российской Федерации. Потому что право на жилище, гарантированное Конституцией, никто не отменял, и оно не должно зависеть от "прописки". То есть региональные программы "Жилищный спасательный круг" должны осуществляться на основе софинансирования бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета.
И третье наше предложение правительству: просить депутата Госдумы Владимира Ресина представить экспертный доклад о том, каким образом ему удается строить жилье для бедняков в Венесуэле и Чили по цене в 4-5 раз дешевле, чем в России? Объясняется ли эта разница в цене разными климатическими условиями или причина в совсем ином "климате" - инвестиционном, коррупционном?