Многие регионы с этого года начали штрафовать "диких" пловцов. Заплыв может обойтись от 100 до 1000 рублей. Есть идея - красить запрещенные воды, после купания в которых тело купальщика приобретет экзотический цвет.
Оборудованные пляжи, конечно, значительно безопаснее, в среднем за весь сезон здесь тонет меньше одного процента от общего числа погибших на воде. И таких цивилизованных мест купания в этом году стало больше, хотя и не намного - всего на несколько десятков. Но в МЧС рады и такому прогрессу. "По сравнению с тем спадом, который был раньше, мы медленно, но верно движемся к увеличению числа пляжей", - заявил журналистам начальник Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России Вадим Серегин.
Но пока, по данным того же МЧС, выросло и число предупредительных знаков "Купаться запрещено", шлагбаумов, закрывающих проезд автомобилей к несанкционированным водоемам и черных шаров на воде, сигнализирующих о ее плохом качестве. То есть разрешенных мест для купания все-таки стало меньше. За пляжи и места купания отвечают муниципалитеты, которым МЧС выдает допуски на их открытие. Но пляж без купания - испорченный отдых. А реками, озерами и прудами надо заниматься: чистить дно, бороться с кишечными палочками и всякой иной "нечистью", ставить буйки, организовывать медицинские посты...
Теперь посчитаем. Только аренда крана для очистки дна стоит 130 тысяч рублей в час, а работа водолазов - в несколько раз больше. Все обустройство пляжа по стандартам, устраивающим МЧС и Роспотребнадзор, тянет на несколько миллионов рублей. "Очистить и оборудовать пляжи за счет муниципальной казны нереально, - говорит начальник отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций городской администрации Калининграда Александр Машаро. - Только на водолазное обследование акваторий официальных пляжей требуется около 200 тысяч рублей". А в местных бюджетах других финансовых "дыр" хоть отбавляй.
Вот и возлагают местные власти ответственность на отчаянных купальщиков, которые покоряют запрещенные водоемы на свой страх и риск. И заранее предупреждают их об опасностях купания в том или ином месте. А там уже - решайте сами. Впрочем, с "решайте сами" тоже как-то не получается. Чаще всего отдыхающие игнорируют запретительные знаки. С такими непонятливыми в этом году решили бороться рублем - местные законодательные собрания установили штрафы для "диких" пловцов.
С начала сезона уже два десятка омичей оплатили незаконные водные процедуры. Такса небольшая - 300 рублей, но действенная. Жаркие дни июля омские спасатели проводят в усиленном режиме, совместно с другими оперативными службами контролируя места массового несанкционированного купания. Всего в городе их 35. Для сравнения - четыре года назад диких пляжей было втрое меньше. Но в том-то и фишка, что специалисты МЧС их специально отслеживают, наносят на карты. Между тем купаться без штрафов можно только на 5 пригородных омских пляжах. А плавать в реке Оми в городе запретили санитарные врачи из-за плохого качества воды. Хотели местные власти сдать пляжи в аренду коммерсантам, но они берутся обустроить только береговую линию, рассказал "РГ" начальник управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Омска Сергей Куянов. Обследование дна, исследование воды, буйки и прочее бизнесменов не интересует. Так что пока остается одно - запреты и штрафы.
Впрочем, и здесь все не так просто. Два десятка оштрафованных омичей - капля в море. В Воронежской области дело вообще забуксовало. Здесь тоже попробовали ввести местные административные штрафы за купание там, где стоят запрещающие знаки: от 100 до 500 рублей. Но сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), которые отслеживают дикие пляжи, штрафовать не имеют права. Во время рейдов они могут воздействовать на беспечных купальщиков лишь "словом" и раздать листовки. Зато штрафы могут накладывать сотрудники административных комиссий районных администраций. Но они, как водится, по диким пляжам не ходят. Штат полиции тоже не так уж велик, чтобы неусыпно контролировать точки, где люди норовят влезть в опасную воду. Волонтеров же, готовых вести разъяснительную работу с отдыхающими, найти еще труднее. И это далеко не все проблемы.
В Самарской области действует единая административная мера за купание в запрещенных местах (о чем предупреждают аншлаги и специальные знаки) - от 500 до 1000 рублей. Однако, как рассказали корреспонденту "РГ", эта мера ни в Самаре, ни в Тольятти, где проблема "диких" пляжей стоит особенно остро, так ни разу и не применялась. Штраф на "дикого" пловца можно наложить только в том случае, если его поймают неподалеку от запрещающего знака. Но везде таблички тоже не поставишь! Периодически песчаные зоны отдыха в Самаре прирастают и новыми территориями. В основном за счет "народных" диких пляжей. А сколько их в сельской местности - не сосчитать. И не все они поддаются облагораживанию и могли бы пройти по нормативам МЧС.
Одно время в России пытались создать сеть платных пляжей. Но их - единицы. И не факт, что коммерческие зоны отдыха могут снять остроту проблемы. В Липецкой области наряду с четырьмя муниципальными пляжами есть и коммерческие. Но и здесь качество воды оставляет желать лучшего: чем больше людей лезет купаться, тем грязнее и опаснее потом выглядит река в сводках Роспотребнадзора. Кроме того, как показывает опыт частных пляжей, их владельцы пытаются заработать на том, что по закону не может быть источником прибыли. Например, ввести плату за проход к воде. Но если за законом бдит прокуратура, то интерес к содержанию пляжей у коммерсантов сразу падает. Как рассказала "РГ" и.о. межрайонного природоохранного прокурора Липецка Светлана Боровкова, береговая полоса шириной 20 метров от края воды не подлежит приватизации. Поэтому если предприниматель взял в аренду участок у водоема, он не имеет права ограничивать доступ к береговой линии для остальных. Но, чтобы перехитрить закон, многие идут на уловки. Так, в одном из районов области частнику достался пляж, некогда принадлежавший детскому санаторию. Сначала платным вход был для всех. Но вскоре прокуратура указала, что ограничивать доступ к береговой линии незаконно, потребовала установить стенды с информацией, за какие разрешенные услуги берутся деньги. Отдыхающие в итоге получили свободный доступ к воде. Но за дополнительные услуги соглашался платить не каждый. Тогда бизнесмен установил плату за проход к пляжу по асфальтированной дорожке. Тем, кто не хотел платить, добираться до воды приходилось козьими тропами. Сейчас это дело рассматривает Росприроднадзор.
Проблемы российских пляжей - это не только проблема денег, но и законодательства, считает начальник отдела районного хозяйства Курортного района Санкт-Петербурга Валерий Михайлов. Ни в одном документе нет четкого определения статуса пляжей, а есть только "зоны отдыха у воды", пояснил чиновник. В итоге не ясны границы территорий и зоны ответственности, а "официальный" пляж и "дикий" - деление чисто условное. Каждый регион руководствуется собственными положениями об использовании водных объектов, и не факт, что непременным условием деятельности городского пляжа является наличие бесплатного туалета или питьевого фонтанчика.
"Береговая линия Финского залива в нашем районе составляет около 60 километров, - говорит Михайлов. - Здесь сейчас действуют 12 официальных пляжей из 25 городских, это около 120 гектаров земли. И если на этих кусочках еще удается следить за благоустройством, то охватить масштабной уборкой все 60 километров берега плюс близлежащие озера невозможно физически". Бизнес здесь тоже не помощник. Купальный сезон в Петербурге такой короткий, что бизнесмены просто не успевают получить хоть какую-то выгоду от вложенных в пляжи средств. Это, кстати, главный аргумент предпринимателей и в других регионах. Вкладываться по полной программе в городские пляжи на недолгое российское лето просто невыгодно. А потратить надо немало, и не только на буйки, расчистку дна и обеззараживание воды. Для обустройства комфортабельных пляжей необходимо развивать инфраструктуру - нужны парковки, инженерные сети, которые бы позволили обеспечить водой душевые кабины на берегах и туалеты. В Красноярске в этом году тоже никто из предпринимателей не решился взять на себя обязанности даже по организации платных пляжных зон, сообщила начальник отдела благоустройства департамента городского хозяйства администрации Красноярска Людмила Александрова.
Получается - пляжный тупик? Выход из него, по мнению руководителя департамента общественной безопасности города Тольятти Константина Фирсова, один - создавать в российских населенных пунктах искусственные водоемы, а в крупных городах- аквапарки. Плюс оборудовать в регионах нормальную инфраструктуру для активного отдыха, чтобы в жару народ не рисковал своим здоровьем на несанкционированных "пляжах", а укреплял здоровье, занимаясь спортом в тени деревьев, и мог принять после этого душ, не рискуя заразиться холерой или гепатитом. Но это опять же вопрос денег и бюджетной обеспеченности. В целом - проблема частно-государственного партнерства. "Улучшить ситуацию можно было бы, во-первых, законодательно обязав владельцев прибрежного бизнеса заниматься благоустройством территории, - подытожил начальник отдела районного хозяйства Курортного района Санкт-Петербурга Валерий Михайлов.- Во-вторых, введя обязательную предварительную проектировку пляжей вместо нынешней их стихийной организации".
Власти Тольятти могут пойти на радикальные меры. "Сейчас мы просчитываем вариант "окраски" пригородных озер. Для экологии это безвредно, а человек выйдет из воды зеленым или синим. И больше туда не полезет",- сообщил Фирсов. Вариант, прямо скажем, неожиданный.
В других регионах определенные надежды связывают с видеонаблюдением. По периметру водохранилищ некоторые местные власти устанавливают камеры слежения, которые помогают контролировать и пляжи, и передвижение судов по акватории. Но и это не все могут себе позволить - дорого.