24.07.2012 23:20
    Поделиться

    Зураб Кекелидзе: Посттравматический стресс формируется через месяц

    Когда начинает стихать информационное эхо минувшей трагедии, кажется, худшее уже позади. Но именно в этот момент пострадавшие особенно нуждаются в помощи профессионалов и поддержке общества. О том, какие мелочи могут поддержать человека за гранью отчаяния, на встрече с журналистами рассказал руководитель Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Зураб Кекелидзе.

    - Первая острая реакция психики на трагедию проходит уже через несколько дней. И только где-то через месяц начинает формироваться посттравматический стресс, который может стать причиной многих серьезных заболеваний. Если мы хотим, чтобы жертвы трагедии вернулись в общество с минимальными потерями, нельзя сейчас оставлять их без психологической поддержки.

    В первые дни после трагических событий пострадавшим особенно нужна четко организованная помощь - нужны люди, которые возьмут на себя руководство ситуацией, скажут, что делать. К сожалению, в Крымске в течение первых двух дней царила неразбериха, люди самоорганизовывались как могли. Очень важны в такой момент выступления представителей власти. Но стиль общения должен быть совсем другой: говорить нужно максимально конкретно, уверенно и правдиво, без громких слов, лаконичными фразами, не допускающими двойного толкования. В противном случае возникает недоверие к властям, ползут слухи. Членам нашей бригады психологов не раз приходилось успокаивать людей, твердивших о второй волне наводнения. Представьте себе картину: на балконе стоит человек с телефоном в руке и кричит тем, кто внизу, что соседний город уже затопило. Начинается паника. Но когда у него спросили, кому он звонил, оказалось, что никому, что он ничего не знает. Этот человек не провокатор и не злодей - он так воспринимает ситуацию.

    Честь и хвала всем, кто оказывал помощь пострадавшим. Но здесь нельзя не отметить некоторые психологические просчеты. В Крымск присылали столько одежды, что ее некуда было девать. Чаще всего люди отправляли одежду в хорошем состоянии, чистую, иногда совсем новую. Но на месте вещи сваливались в неопрятную кучу. Представьте себе человека, в одночасье потерявшего все, вынужденного рыться в чужих вещах. Это занятие не принесет ему облегчения. Мы даже отправляли наших психологов в некоторые пункты выдачи гуманитарной помощи - поддержать тех, кто приходит, помочь сделать выбор. Достаточно просто аккуратно разложить вещи и развесить на плечики как в магазине, и человек воспримет ситуацию намного легче.

    На трагедию в Крымске откликнулось множество волонтеров. Нельзя не приветствовать такое желание человека помогать ближнему, это признак оздоровления нашего общества. Но помогать нужно правильно. Нельзя забывать о том, что не каждый человек обладает достаточно устойчивой психикой, чтобы помогать другим на месте трагедии. Этот стресс нужно суметь пережить самому. Психологи знают, что нельзя работать с пострадавшими дольше пяти суток. Нужно сделать перерыв, восстановить душевное равновесие. В противном случае страдает психика. А для того, чтобы помочь другим, человек должен сохранять спокойствие, адекватно воспринимать происходящее. Именно поэтому психологическая помощь на месте трагедии нужна как пострадавшим, так и тем, кто хочет им помочь.

    Поделиться