Нет-нет, тут вроде бы все по справедливости: кто теперь займет кресло директора, решит открытый конкурс. Но... с 15 мая, когда официально закончился трудовой договор Инны Омаровны, прошло уже два месяца, а ситуацию вокруг музея и ее бывшего руководителя продолжают обсуждать на все лады. Смена директора музея вызвала много нервозности в Интернете и СМИ: беспокоятся, чтобы музей не стали уничтожать и превращать в коммерческую игрушку... Когда в 1992 году Региональный общественный фонд содействия возрождению и развитию культуры - Фонд им. Михаила Булгакова (его возглавляла сестра Мишиной, известный булгаковед Мариэтта Чудакова) решил заняться "нехорошей квартирой", она была не только нехорошей, но и непригодной для музейной деятельности. "Дырки в потолках, кое-где отсутствовал паркет, мебели почти не было. Все участники фонда работали на общественных началах. Приходили, когда могли, но тем не менее жизнь в квартире кипела: ставили спектакли, проводили выставки, концерты..." - рассказывает Инна Омаровна.
Прямо скажем, "разбогатеть" на этой работе не удавалось никому и после 2007 года, когда квартира приобрела статус музея. Нужен был опытный хранитель - но кто пойдет на ставку в 10 тысяч рублей? Отсюда проблемы с отсутствием описей всех экспонатов и мемориальных ценностей, которые ставят в вину Мишиной. Лишь за два месяца до увольнения она нашла на постоянную работу квалифицированного главного хранителя, Елену Алехину. Еще в 2009 году Мишина предложила и собственную концепцию развития музея. Концепцию принял его Попечительский совет...
- На данный момент наш художник Антон Глотов сделал три помещения: кухню, гостиную и комнату Булгакова - как первый кабинет писателя, - рассказывает Мишина. - Поскольку все комнаты заняты, мы создали грандиозный проект коридора. Средств на коридор музею не выделили, но мы надеялись, что получить что-то к концу года. У нас две главные даты по Булгакову: день его рождения - 15 мая, и еще я придумала отмечать 21 ноября - день его ангела... Все сотрудники считали, что еще на год контракт мне продлят, чтобы все это довести до конца. Но не продлили. В департаменте культуры Москвы мне пояснили: "Мы должны были принимать решение, исходя из трудового законодательства, и принимать решение о продлении или непродлении контракта именно в этот момент".
"Посетитель сейчас очень требовательный. Приходя в музей, он изначально настроен на то, чтобы купить сувенир, услышать от экскурсовода интересную историю", - говорят в департаменте. Сергей Капков, глава департамента культуры, объяснял в своих интервью, как важна музейщикам коммерческая жилка, как надо в духе времени изменить наконец отношение к финансовой деятельности, разделить научную сферу и общение с посетителями. А насчет бывшего директора он спокоен - изменения в музейном менеджменте никак не должны повлиять на научную работу, которую ведут Инна Мишина и Мариэтта Чудакова. Тем более, что Мишиной предложили пост "президента музея" - с 1 января 2013 г., для чего надо изменить устав учреждения... Но что ждет музей и Мишину - узнаем только после 15 октября, когда подведут итоги конкурса.