Прозрачность доходов начальников - один из ключевых моментов готовящейся реформы. Сегодня топ-менеджеры себя не обижают. Известны случаи, когда руководитель бюджетного учреждения получает миллион в месяц, а его подчиненные - 15-20 тысяч. Поэтому будет введено жесткое соотношение между средней зарплатой в учреждении и зарплатой руководителя. Более того, руководители и члены их семей обязаны будут декларировать свои доходы по примеру госслужащих. Такие поправки Трудовой кодекс уже подготовлены, сказал Максим Топилин.
В этой ситуации руководитель учреждения будет заинтересован в том, чтобы находить дополнительные возможности для повышения зарплат сотрудникам. То есть предприятие должно зарабатывать всеми законными способами. Дополнительный доход будет делиться в соответствии с трудовым вкладом каждого сотрудника. При этом сам начальник не будет иметь возможности прикарманить все полученные дополнительные доходы.
Зарплатная реформа также предполагает введение профессиональных квалификационных групп и утверждение базовых окладов по этим группам - минимального гарантированного заработка.
По словам академика Международной академии труда и занятости Николая Волгина, сегодня соотношение за одну и ту же работу в разных отраслях и разных регионах составляет 1 к 30, что недопустимо. Поэтому введение базовых окладов по квалификационным группам снимет столь резкое различие. Однако, по его мнению, важно учесть и другое: разница в оплате труда за более качественную работу должна быть ощутимой, не менее 50 процентов.
Главная же "фишка" новой системы оплаты труда бюджетников - сам эффективный контракт. Однако именно здесь пока больше всего неопределенности. Чиновники минтруда эту часть реформы пока не комментируют - вопрос активно обсуждается с ведомствами и независимыми экспертами. Идея увязать размер оплаты труда с конкретными результатами труда горячо поддерживается всеми. Однако здесь есть большая проблема - это зарплатообразующие критерии-показатели. В каких-то бюджетных учреждениях назвать их нетрудно, а где-то почти невозможно.
Есть еще одна опасность. Кое-где уже ввели нечто подобное - доплаты за очень хорошую работу. Так вот, в некоторых регионах в системе образования насчитывается до 80 показателей стимулирующей части зарплаты. По-видимому, их должно быть ровно столько, чтобы можно было оценить реальный вклад человека, а не эфемерные показатели.
По мнению замминистра финансов Татьяны Нестеренко, должен быть разработан некий типовой контракт с работником, оказывающим ту или иную услугу, в котором должны быть учтены все виды выплат. Эксперты поддерживают эту идею, но считают, что типовых контрактов должно быть много для разных областей бюджетной сферы. Нельзя всех под одну гребенку. Иначе это будет единая тарифная сетка.
Кстати
Минфин уже прикинул, во что обойдется бюджетной системе переход на эффективный контракт: в 2-3 процента ВВП к 2020 году.