25.07.2012 23:27
    Поделиться

    Джакупов: Судей стали чаще привлекать к уголовной ответственности

    Материалы "Юридической недели" подготовлены совместно с Ассоциацией юристов России
    В судейском сообществе есть орган, в руках которого фактически находится судьба всех служителей правосудия.

    Сам же этот орган, по замыслу, не подчиняется никому, кроме закона и совести. С членом Высшей квалификационной коллегии судей, зампредом правления - руководителем аппарата Ассоциации юристов России Жунусом Джакуповым побеседовал член президиума Ассоциации Михаил Барщевский.

    Каждый решает за себя

    Михаил Барщевский: Жунус Аманжолович, вы - член Высшей квалификационной коллегии судей от общественности, а как устроен этот орган и для чего существует?

    Жунус Джакупов: По закону ВККС - это орган судейского сообщества, основной задачей которого является совершенствование судебной системы и судопроизводства, обеспечение прав и законных интересов судей, решение кадровых вопросов, утверждение авторитета судебной власти. В коллегии 29 человек, из которых 18 - представляют суды различного уровня, 10 - общественность и 1 - президента РФ. ВККС рассматривает заявления кандидатов на должности судей и дает рекомендации на их назначение, налагает дисциплинарные взыскания, представляет судей к государственным наградам.

    Барщевский: Простите, а почему это не может делать, например, Верховный суд, председатель которого, кстати, назначается указом президента? Для чего нужен дополнительный орган?

    Джакупов: Наверное, для того, чтобы более тщательно, объективно и открыто рассматривать представленные кандидатуры. Все-таки это независимый орган именно судейского сообщества.

    Барщевский: А кто в ней представляет общественность?

    Джакупов: В основном это преподаватели вузов, известные ученые-юристы и представители общероссийских общественных организаций, в том числе и ваш покорный слуга.

    Барщевский: Выходит, адвокатов и нотариусов там нет?

    Джакупов: Нет, по закону они не могут быть членами ВККС от общественности, впрочем, так же как и руководители предприятий, независимо от организационно-правовой формы, и госслужащие.

    Барщевский: А вы считаете это правильным, что адвокаты не принимают участие в назначении судей, в рассмотрении дисциплинарных дел в отношении судей, в даче согласия на привлечение к ответственности судей?

    Джакупов: Думаю, в данном случае законодатель исходил из того, что может быть конфликт интересов. И я с таким подходом в целом согласен.

    Барщевский: Я с этим категорически не согласен. А как часто расходятся мнения профессиональных судей, входящих в ВККС, и представителей общественности?

    Джакупов: Следует заметить, что члены ВККС в процессе рассмотрения конкретных вопросов не делят друг друга на представителей общественности и профессиональных судей. Конечно, были случаи, когда позиции членов коллегии по тому или иному вопросу расходились. Но при этом нельзя говорить, что представители общественности высказывались за одну позицию, а судьи - за другую. Каждый сам выбирает, как ему поступить по обсуждаемому вопросу, исходя из своего личного опыта и понимания ситуации.

    Судья без иммунитета

    Барщевский: А лично вы с кем-нибудь согласовываете свою позицию?

    Джакупов: Ни с кем.

    Барщевский: Вы же представляете АЮР? Вы и с руководством АЮР не советуетесь?

    Джакупов: Нет. Законодатель определил, что член ВККС принимает решения самостоятельно и не отчитывается за принятые решения перед избравшим его органом или организацией, которую он представляет.

    Барщевский: Вы назначены указом президента?

    Джакупов: Нет, постановлением Совета Федерации. Сроком на 4 года.

    Барщевский: То есть если АЮР сегодня захочет вас отозвать, то она этого сделать не может?

    Джакупов: Не может. Мои полномочия может прекратить только Совет Федерации и только за совершение порочащего поступка или систематическое неисполнение своих обязанностей. При исполнении полномочий мы неподотчетны ни президенту, ни судейскому сообществу, ни организации, которая нас рекомендовала, ни даже Совету Федерации.

    Барщевский: А у вас есть судейский иммунитет, допустим, для привлечения к уголовной ответственности члена ВККС от общественности?

    Джакупов: Нет. По крайней мере, согласия Верховного суда или Совфеда при этой процедуре не требуется.

    Барщевский: То есть, другими словами, давление на вас со стороны правоохранительных органов теоретически возможно?

    Джакупов: Теоретически, наверное, да, но практически это трудно.

    Барщевский: Скажите, а считали ли бы вы правильным, чтобы члены ВККС на период исполнения обязанностей обладали таким же иммунитетом, как и судьи?

    Джакупов: Я думаю, что это дополнительно повысило бы уровень независимости членов ВККС - представителей общественности.

    Милую узнали по напитку

    Барщевский: За что, как правило, прекращают полномочия судей?

    Джакупов: За совершение дисциплинарных проступков, как правило, это грубое нарушение норм действующего законодательства, совершение действий, не совместимых со статусом судьи.

    Барщевский: Например? Допустим, за волокиту прекращают?

    Джакупов: Конечно.

    Барщевский: И почему у нас тогда еще есть действующие судьи? У нас же все судьи погрязли в волоките, по крайней мере, в больших городах.

    Джакупов: При рассмотрении конкретного вопроса обязательно учитываются все обстоятельства: ущерб, причиненный авторитету судебной власти, личность судьи и объем загруженности, другие факторы, влияющие на принятие того или иного решения.

    Если судья умышленно допускал такие случаи или безответственно подходил к своим обязанностям, конечно, его полномочия прекращают. Говоря о волоките, следует иметь в виду, что судьи, по крайней мере, в больших городах и особенно в Москве, серьезно перегружены. Это объективная реальность.

    Барщевский: Хорошо, а за поступок, не совместимый со статусом судьи?

    Джакупов: Например, за неэтичное поведение. Судьи такие же люди, и бывает, они грубо или по-хамски себя ведут, иногда даже угрожают участникам процесса. Недавно рассматривали случай, когда судья городского суда Белгородской области по телефону, требуя явки одной из сторон по гражданскому делу, угрожала ему приводом.

    Барщевский: А случается, когда судьи открыто хамят адвокатам?

    Джакупов: Да, есть и такие жалобы. Кроме того, судья может быть наказан за недостойное поведение в быту, например, когда выпил или поскандалил. Бывает, судьи, имеющие статус неприкосновенности, нарушают Правила дорожного движения. Таких нарушителей рассматривают на квалификационной коллегии субъекта либо в ВККС и наказывают.

    Барщевский: А у вас были случаи прекращения полномочий судьи за неэтичное поведение и правила поведения в быту?

    Джакупов: Да, были. Например, мировой судья из Нижнего Новгорода был лишен полномочий за то, что, находясь по личным делам в служебном помещении отдела Росреестра, в присутствии других посетителей спровоцировал конфликт и оскорбил сотрудницу. Известна история судьи одного из райсудов в Сибири, разместившей в социальных сетях личные фотографии, демонстрирующие употребление ею спиртных напитков. Ее опознали местные жители и обратились в органы судейского сообщества субъекта.

    Ключевой вопрос

    Барщевский: Скажите, а за взятки, коррупцию прекращали полномочия?

    Джакупов: Да. В прошлом году были прекращены полномочия председателя районного суда Белгородской области, который использовал свое служебное положение для выделения супруге земельного участка. В мае мы дали согласие на привлечение к уголовной ответственности присяжного заседателя Астраханского облсуда, который в процессе исполнения своих обязанностей при рассмотрении уголовного дела получил от представителей подсудимого бытовую технику и денежные средства. На последнем заседании мы согласились с мнением квалифколлегии Владимирской области о даче согласия председателю Следственного комитета РФ на возбуждение уголовного дела в отношении судьи в отставке из Владимира.

    Барщевский: Как вы относитесь к предложению о том, чтобы председатели областных и районных судов назначались не сверху, а избирались либо самими судьями данного суда, либо на пленуме вышестоящего суда?

    Джакупов: Вопрос дискуссионный, но, в принципе, в нем есть рациональное зерно. Председатель суда должен пользоваться заслуженным авторитетом и уважением в своем коллективе, быть высоконравственным, профессиональным и мудрым руководителем. К сожалению, есть случаи, когда этим качествам назначаемые кандидаты не соответствуют.

    Цифра

    29 человек входят в состав ВККС. Из них 18 представляют суды различного уровня, 10 - общественность и 1 - президента РФ.

    Другие интервью Михаила Барщевского читайте здесь.

    Поделиться