И вот в августе наступает момент истины: 4-го числа квалификация, 6-го - финал. Последняя олимпийская попытка Исинбаевой, где она может стать и трехкратной, здорово опередив кумира молодости и друга зрелости Сергея Бубку, который хотя и бил рекорды мира 35 раз, но "золото" Олимпиады выиграл лишь однажды.
Для того чтобы попытка превратилась в реальность, она вернулась в те же волжские воды, к тренеру, которого покинула, в город Волгоград, который променяла на сказочное Княжество Монако, где, было, кинула якорь. Что ни говори, осуждай не осуждай, ее уход от вынянчившего Евгения Трофимова к тренеру Бубки Виталию Петрову, был мужественным поступком. Исинбаева искала новые пути к рекордам и славе, что, не говоря об этом вслух, давало свободу и пусть не баснословное богатство, однако верное, на десятилетия вперед обеспеченное благополучие.
А результат? Получилось или не совсем? Были новые мировые, завоеванные звания, в том числе и еще одно олимпийское "золото" в Пекине-2008. Как вдруг в 2009-м полный стопор на мировом первенстве в Берлине, и покатилась впервые в длиннющей карьере вереница неудач - проигрыш зимнего мирового первенства, непривычное 6-е место на мире в Корее с жутким для нее результатом 4 м 65. Объясняли это не слабостью Елены и, уж конечно, не силой соперниц, а психологической усталостью.
У меня, десятки раз встречавшегося с Леной в разных странах и наблюдавшего за взлетами и нежданными падениями, собственная версия. Это мы, руководители, болельщики, очень во многом журналисты, и загнали спортсменку. Она нас так приучила или избаловала, что каждый старт, даже победный, но не рекордный, отзывался разочарованием: "Выиграла, но не с мировым". А Исинбаева - это же не фабрика по штамповке рекордов. Помню, как на Играх в Пекине пролежала вдали от сектора чуть не три часа с каким-то полотенцем на лице, пока все другие ползали где-то внизу. В этом было ее великое преимущество, ведь остальные состязались на высотах, которые для Лены смехотворны. И слабость - определенная - тоже. Ну, у кого хватит нервов на такое тягостное ожидание прыжка? Не то чтобы собственноручно загоняла себя в угол, но обрекала силой своей же на длиннющую нервотрепку, после которой надо было еще и выходить, и прыгать, и всенепременно побеждать, да и крайне желательно с рекордом.
А годы бежали, травмы наседали, нервные клетки разрушались. И постепенно наступило время, когда тогдашний тренер Виталий Петров пришел к тому, что необходимо выигрывать тремя прыжками. Сначала взять с первой попытки высоту, до которой добрались все остальные, и сразу захватить лидерство. Потом прыжком под пять метров расставить всех по местам. И, если повезет, поднимать планку на мировой. На большое не хватало. Философия верная, однако исключительно сложно в жизнь воплотимая. Когда бы зажило плечо (локоть, кисть, бедро, нога, колено), тянул бы лямку, как медведь... Силы иссякали...
Попытка вернуть все со старым тренером Трофимовым была единственным шансом отыграть у наступающего будущего свое прежнее исключительно чемпионское прошлое. На протяжении их лет разлуки с Леной мы со здорово поседевшим Трофимовым общались, седина выдавала то, что скрывал закаленный его характер. Наставник горевал. А наступила пора вернуть в спорт любимую ученицу, с трудом согласился. Это как шекспировская драма короля Лира со счастливым концом. Счастливым с точки зрения личной.
А со спортивной? Возвращение в Волгоград, "золото" на зимнем первенстве мира-2012, мировой рекорд № 28 для залов. Но за эти годы к ее пяти метрам медленно подбирались самые разные зарубежные прыгуньи. Не подобрались, однако все теперь в курсе, что с королевой можно бороться. Но мало ли кто претендует на олимпийский титул. Выиграет Лена и, возможно, продлит нашу с ней радость общения до 2013 года, когда в "Лужниках" пройдет первый в нашей истории чемпионат мира по легкой атлетике.
Но если не получится? В наши суровые дни некоторые решительные топ-менеджеры безжалостно выгоняют подчиненных с работы за одну подобную постановку вопроса. Постойте-постойте, не означает ли это, что мы вновь и вновь загоняем Елену Исинбаеву в угол: иди и выигрывай? Что ж, такова, видно, судьба всех великих.