Новости

26.07.2012 00:44
Рубрика: Экономика

По пути - Сабетта

Россия получит мощный порт на арктическом побережье
Закладкой капсулы в основание морского порта Сабетта на полуострове Ямал дан старт строительству крупнейшего в арктической зоне промышленно-транспортного комплекса.

Порт нужен для отправки по­требителям Северным морским путем (СМП) сжиженного природного газа (СПГ), газового конденсата, а также нефти, пусть и в небольшом количестве. Но сначала Сабетта примет десятки тысяч тонн модульных конструкций для строительства мощного завода по производству СПГ. Одновременно начнется разработка Южно-Тамбейского месторождения - именно оно послужит сырьевой базой. Первые эксплуатационные скважины пробурят в 2013 году.

Скромный вахтовый поселок, находящийся в пяти километрах от побережья Обской губы, быстро разрастается, ведь он должен принять до шести тысяч работников. Появится здесь и аэродром. В принципе, до Сабетты можно протянуть железную дорогу, соединив тем самым порт с Большой землей и Бованенковским месторождением. Однако пока экономических обоснований для строительства одноколейки нет.

Совокупный объем капитало­вложений составит, по предварительным оценкам, 850-900 миллиардов рублей. Затраты федерального бюджета, по словам зам­министра транспорта РФ Виктора Олерского, составят 47,3 миллиарда рублей с 2012 по 2016 годы.

Государство, в частности, берет на себя трудоемкие операции в акватории. По морским меркам здесь мелководье. Его не преодолеть судам, которые будут подвозить оборудование весом до 10 тысяч тонн, а также танкерам с емкостями вместимостью 170 тысяч кубометров.

- Предстоит прорыть глубоководный канал длиной около 48 километров и шириной почти в полкилометра, - поясняет директор проекта Максим Минин. - В северной части Обской губы со дна вынут 115 миллионов кубометров грунта. Помимо того, за счет казны построят ледозащитные сооружения, смонтируют навигационные узлы.

Как ожидается, ровно через два года причалы примут первое крупногабаритное оборудование для завода "Ямал СПГ" и стройматериалы. По информации Мин­транса, с пуском первой очереди предприятия в 2016 году удастся выпустить пять миллионов тонн сжиженного природного газа, в 2018-м - втрое больше. Не исключено, что в перспективе удастся увеличить объем до 25 миллионов тонн. Основными рынками сбыта жидких углеводородов станут страны Европы, Северной и Южной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона.

С июля по октябрь, когда моря вдоль арктического побережья России не скованы льдом, СПГ будут транспортировать через Берингов пролив, в остальное время - через Атлантику. Гендиректор завода Глеб Люксембург на недавней международной нефтегазовой конференции в Салехарде объявил, что ставка делается на так называемые газовозы усиленного ледового класса, спроектированные в Финляндии. Флот компании составят 20 крупнотоннажных танкеров, оснащенных винтами-ледорубами. Как утверждается, такого рода суда могут обойтись без ледоколов - испытания показали высокую устойчивость и технологическую безопасность танкеров.

Мировая практика арктической транспортировки углеводородов еще не знает опыта "самостоятельного плавания" в сложных ледовых условиях. Многие эксперты считают: зимой без ледоколов не обойтись, тем более что под ямальский проект, а также с учетом перспективы кратного увеличения грузопотока по Северному морскому пути, федеральное правительство профинансировало строительство универсального атомного ледокола.

комментарии

Максим Соколов,

министр транспорта РФ:

- Закладка порта Сабетта - знаковое событие в современной истории России. Это не только проект Ямало-Ненецкого автономного округа и не просто новый транспортный объект на Северном морском пути. Порт по-другому обозначит геополитическое значение нашей страны, выведет ее в лидеры освоения Арктики, резко усилит экономический потенциал. Этот инфраструктурный проект явил собой пример очень эффективного взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней со структурами бизнеса.

Леонид Сажин,

эксперт-аналитик международной консалтинговой компании:

- Сжиженный газ, плотность которого в 600 раз превышает плотность обычного газа, удобен для транспортировки, хранения, экологически безопасен. Не случайно во всем мире стремительно увеличивается производство и потребление СПГ. Его доля в общем объеме потребления природного газа к концу десятилетия достигнет, как ожидается, 16-18 процентов.