Этот концерт, который был записан 19 сентября 1955 года, стал самой продаваемой пластинкой Эрролла Гарнера, получившей название "Concert by the Sea" ("Концерт у моря"). В середине 70-х годов прошлого века она добралась и до советского рынка, гуляя по нему в упаковке с русским предисловием. Многие критики отмечали вдохновенность гарнеровской игры, его изобретальность и эффектный свинг, которым изобиловало все выступление. Правда, на всех не угодишь, и некоторые рецензенты были не очень довольны неважно настроенным роялем, а также тем, что ритм-секция довольно глухо звучит на заднем плане. Впрочем, на мнение слушателей подобные отклики не повлияли: до сих пор "Концерт у моря" Гарнера признается его самой популярной записью и одним из шедевров джазовой музыки.
Да, свингующая радость, которая льется из-под пальцев Гарнера в таких быстрых номерах, как "Я буду помнить апрель", "Со мной все хорошо", или юмор, присущий ему, к примеру, в композиции с латинскими ритмами "Мамбо Кармела", могли бы разжечь азарт любого неравнодушного к джазу слушателя. И все-таки в моей душе эта пластинка оставила след прежде всего благодаря заезженной теме "Осенние листья", которую джазовые пианисты иногда в шутку называют "Опавшие уши". Конечно, в середине 50-х годов эта мелодия звучала куда более свежо, чем сейчас и не воспринималась как джазовый штамп. Но и тогда только гигант мог исполнить ее по-настоящему талантливо. Помню, что когда в первый раз включил этот трек, то по привычке не ждал ничего: уж больно часто "опадали" до этого мои уши. И насколько велико было тут же охватившее меня счастье от того, что я слышу!
Гарнер в своей стихии: он не начинает тему сразу, а делает небольшое вступление, чтобы слушатель мог догадаться, что сейчас зазвучит, и получить удовольствие от того, как пианист незаметно переходит к теме. И вот Эрролл плавно "накатывает" знаменитые "Осенние листья". Постепенно объем звучания нарастает, музыка становится более рапсодийной, красочной, а в отдельных фрагментах - даже экзальтированной. Еще чуть-чуть - и могла бы возникнуть остроумная пародия на произведение классической музыки, но Гарнер насыщает каждый аккорд такой поэзией, что подобная догадка исчезает сама собой. Особенно возвышенно звучат финальные аккорды темы, прежде чем вступает ритм-секция.
Чистая, как яспис, игра Гарнера в этой записи - это мощный горный поток, у которого нет ни начала, ни конца. Вот эта "неоткудность", пожалуй, и есть то главное, что делает ее такой яркой, захватывающей. Знакомая до боли мелодия, сыгранная с беспредельным восторгом, и при этом - интимная, глубоко личная интерпретация, бережно передающая лирику этой песни. Поэзия без лишней сентиментальности, магия, которая могла возникнуть только однажды, здесь-и-сейчас. Любопытно, что потом Гарнер еще раз записал эту тему, но исполнил ее в свингующей манере, не пытаясь, видимо, повторить то, что повторить было уже невозможно.
И пусть некоторые критики указывают на то, что фортепиано было расстроено, - это звук того вечера, того места, и он не мог быть другим. Звук, извлекаемый одним из самых больших романтиков джазового фортепиано. И если в тот момент где-то и была осень, то осенние листья кружились там с особенной красотой.
Всю запись "Concert by the Sea" можно послушать здесь.