Стинг: Мне скучно играть одно и то же

Стинг продемонстрировал Москве, что он продолжает оставаться рок-музыкантом.

...Скрипач, сошедший со своего пьедестала, все атаковал и атаковал, накручивая вариации на верхних струнах, басист ему негромко, но внятно подыгрывал, шаг за шагом отступая под шквалом высоких нот. Шелестели тарелки, быстрые аккорды брало фортепиано - наконец басист совсем ушел в тень, и скрипач, оказавшийся в круге света совсем один, сделал несколько резких скрежещущих движений смычком - и все кончилось.

"Мне скучно играть одно и то же раз за разом, я люблю постоянно менять форму того, что я делаю", - говорит Стинг едва ли не в каждом интервью. После выступлений с сочной духовой секцией, столь же триумфальных турне с оркестром, придавшим его резким мелодиям драматическую насыщенность, экзерсисов на лютне (Songs From The Labyrynth стали в год своего выхода лучшим классическим альбомом Британии) один из самых неожиданных музыкантов в мировой поп-музыке снова взял в руки любимый бас и пустился в мировой тур, так и названный им - Back To Bass.

Вот он, этот видавший виды, потертый Fender 57 Precision, наверное, тот самый инструмент, о котором Стинг говорил, что он был сделан еще в 50-х самим мастером Лео Фендером. Звук у этого баса не чета нынешним - солидный, глубокий, чутко подчиняющийся длинным пальцам своего владельца. Вот, на открывшей концерт All This Time он звучит просто, но внятно, ровно так, как надо, чтобы сжимать и разжимать спираль быстротекущей песни. Ритм следующей, Every Little Thing She Does Is Magic, замысловатый, прерывистый, как и сама мелодия хита группы Police, встал ровно поперек этого течения - но пальцы в нужный момент коснулись струн, и все понеслось дальше. Бас-гитаристов, кроме Стинга (освоившего инструмент еще в Police), на сцене не наблюдалось, но он успевал и петь, и задавать себе самому нужный ритм - хотя, конечно, рядом на сцене были музыканты, которые в самые острые моменты, когда лидеру надо было что есть силы вложиться в голос, подставляли песне ритмическое плечо.

Для Стинга в этом туре тем самым постоянно искомым новым стало хорошо забытое старое: он решил вернуться к любимому року в его прогрессивном строе, который, впрочем, он сам в своих классических альбомах 70-80-х, во многом выстроил. Но Гордон Мэтью Томас Самнер (так Стинг значится по паспорту) был бы не самим собой, если бы и тут не раскрасил всем наизусть известные сочетания нот и ритмов новыми красками. Классический состав рок группы - бас- и соло-гитары, клавиши, барабаны - дополнила скрипка. Виртуоз из Нортумберленда Питер Тикелл наверняка стал для зрителей, под завязку заполнивших огромный зал "Олимпийского", одним из главных впечатлений концерта - практически каждую песню поджигали его нервные соло (в Englishman In New York он исполнил знаменитое пиццикато), длинные же кудри Питера, взлетающие вслед за взмахами смычка, создавали на лишенной декораций сцене какое-то дополнительное движение.

В сет-листе концерта практически каждая вторая песня была из репертуара The Police - хотя публика давно об этом забыла и исполняла I Hang My Head с не меньшим энтузиазмом, чем стаккатную полисовскую Do Do Do, De Da Da, которую, как и многие другие песни из списка, Стинг давно поет сольно. Но вот, скажем рок-блюз End Of The Game или ретро-версию Wrapped Around Your Finger с тонким доминированием гитары Доминика Миллера мы не слышали давно, и это было жестко и неожиданно - равно как и шокирующе резкая Driven To Tears. Тут мы все лишний раз получили возможность убедиться в том, что и у Стинга 61-летнего голос будет посильней, чем у большинства 20-летних.

Длинному, поджарому, сбрившему под тур свою неизменную в последние годы бородку Стингу было в этот вечер, как всегда, хорошо и свободно. Он, раскинув мускулистые руки, парил над сценой вслед за воздушной Shape Of My Heart, а приземлившись, перешучивался с публикой, интересуясь у нее, как по-русски будет лиса (перед тем как затянуть End Of The Game) или завывал серым волком в The Hounds Of Winter. Это была та внутренняя артистическая свобода, которую дает настоящий талант и сценический опыт. Понятно, что за десятилетия живых концертов музыканты отточили в этих прекрасных песнях каждый поворот скрипичного ключа, но невозможно не сказать, как отчетливо, внятно до последней ноты они были слышны в спортивном, всегда проблемном по звуку дворце "Олимпийский".

Великую Desert Rose он, как всегда, приберег на бис: приглушенно забили тамтамы, вступили клавиши, зазвучало арабское пение - Стинг отбросил длинный гриф бас-гитары и вместе со своей голосистой подпевалой Джо Лори затянул песню-мечту о розе в ветреной пустыне. Это было смачно, терпко и крепко, словно Casino delle Vie Tenuta Il Palagio, пятилетней выдержки вино из тосканских виноградников Стинга.

 
Видео: Виктор Васенин