Прошу заметить: это не есть риторические вопросы. Я правда не знаю, и мне интересно…
Вот, например, практически одновременно в знаменитейшем московском театре "Ленком" вышло аж две премьеры. "Испанские безумства", по слухам - бенефис Антона Шагина. И "Ложь во спасение" - новая театральная роль Инны Чуриковой в режиссуре Глеба Панфилова, что, по определению, не может быть не интересно.
И - чего? Кто-то шумит, спорит, обсуждает? Нет чего-то… Я не видел эти постановки, но я уверен: на сцене "Ленкома" пустых, бессмысленных спектаклей не может быть по определению. Но складывается ощущение неприятное, что как-то они… ну… не являются центром нашей жизни.
Мы перестали говорить про культуру, не заметили? Как-то и почему-то нам это стало не интересно. Мы не передаем "из уст в уста" информацию о невероятной роли такого-то актера, или о новой книге такого-то писателя, или о новой кинокартине знаменитого режиссера… Какую только ерунду "из уст в уста" ни передаем, а это вот - нет…
На прошедшей недели мы все обрадовались, что новый фильм Кирилла Серебрянникова "Измена" вошел в конкурсный показ Венецианского фестиваля. И все пожелали ему успеха. И если, даст Бог, успех будет - про него, про успех, будут говорить все. А про само кино?
Ну-ка, дорогой читатель "РГ", мнящий себя интеллигентом, кто вспомнит, какая картина получила главную кинематографическую премию страны - Ника? Не, не… Не надо сразу вспоминать, что это та самая церемония, на которой Ксения Собчак… Фильм помните? Нет? То есть, скажем себе честно, что нам скандалы интереснее, чем явление кинематографа.
Случайно узнал, что, оказывается, в "Современнике" тоже состоялась ничего себе премьера: новый спектакль Евгения Арье "Скрытая перспектива"! Ну-ка, дорогой читатель "РГ", который проводит время в интеллигентных компаниях, - слыхали ль вы обсуждение этого спектакля? Вопросы о нем? А? Не вижу леса поднятых рук…
Для того, чтобы народ заговорил, скажем, о театральной премьере совершенно не нужно, чтобы эта премьера была выдающейся и уникальной - надо, чтобы с ней случился скандал. Желательно, чтобы ее обвинили в пошлости. Или в искажении классики. А лучше - чтобы и в том, и в другом. Тогда - заговорят везде. А, скажем, замечательная игра замечательных актеров вообще никого не волнует…
СМИ выбросили явления культуры из информационного поля. О спектакле или о фильме еще могут сказать два-три слова, о книге - никогда. Ни на одном центральном канале (исключая "Культуру", понятно) нет программ ни о театре, ни о литературе, ни о кино. Я не буду обсуждать вопрос о том, интересны такие программы или нет, потому что если в высокодуховной стране России программы, посвященные культуре, стали никому не интересны, - значит, их должно быть не как можно меньше, а как можно больше. По-моему, это очевидно.
Спор по поводу художественных достоинств того или иного произведения сегодня маловероятен, пожалуй, даже на канале "Культура". Представить себе в газете полосу, которая отдана обсуждению какого-нибудь нового романа?.. Ну, это надо обладать очень большой фантазией.
Эфир, отданный тому, как маньяк похитил девочку, изнасиловал, и убил - пожалуйста. Эфир, отданный обсуждению нового спектакля или фильма (не говорю уж о книге) - невозможное дело. Зачем нам с таким упорством внушают мысль о том, что мы живем в мире ужасных трагедий и политических скандалов, а не в мире, где, помимо этого, есть еще искусство и культура?
СМИ удалось вбить нам в голову понимание того, что культура находится ЗА пределами чего-то важного и нужного. Разговоры про оппозицию, про политику, про экономику, конечно же, про спорт - это важно. Про скандалы, связанные с деятелями культуры, - интересно. Про то, что эти самые деятели делают - не важно и не интересно.
СМИ приучили нас к тому, что известным и обсуждаемым актером, режиссером или писателем может стать только участник скандала. Замечательно сыгранная в театре или в кино роль человека обсуждаемым не делает! Как это так получилась в стране, которая всегда кичилась своей духовностью? Если поле искусства перестает быть полем споров, значит что-то неладно в Датском королевстве.
Я всерьез слышал слова о том, что у нас-де так обострена политическая ситуация, что нам не до культуры нынче. Во-первых, я не думаю, что сегодня в России происходит что-то такое, чего никогда в России не происходило. А во-вторых, если в нашей стране вдруг наступило такое время, когда нам всем не до культуры, - это серьезный диагноз. Посерьезней, чем экономический кризис, которым нас все время пугают… И даже, страшно сказать, это проблема, может, поважней будет, чем назначение нового тренера футбольной сборной, о котором говорят везде и всюду.
Я так и не знаю, могут ли - а, главное, хотят ли? - люди сегодня спорить по вопросам культуры и искусства, но я точно знаю - без таких споров не будет у нас нормальной жизни. Все-таки в России живем…